Результаты, достигнутые в Индексе экономической свободы в рамках Плана мероприятий по улучшению позиций Республики Узбекистан в приоритетных международных рейтингах и индексах социально-экономической сферы на 2021 год

16/03/2022 - 11:43 4639

1. Верховенство закона:

В целях автоматизации процессов подачи, приема, экспертизы и регистрации заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности был создан “Портал по охране промышленной собственности” (my.ima.uz).

В период с 15 февраля по 15 марта 2021 года в республике был проведен месячник “Месяц без контрафакта”. В ходе профилактических мероприятий, проводимых совместно с территориальными органами юстиции и налоговыми органами, выявлено более 2 000 фактов реализации контрафактной продукции.

Разработано 5 постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан по таможенному и налоговому законодательству (введение таможенного аудита, совершенствование порядка проведения таможенной экспертизы, упрощение требований к таможенному оформлению иностранного сырья и материалов).

Возможность онлайн просмотра объектов недвижимости, в том числе границ объектов недвижимости, расположенных в городе Ташкенте (http://map.geoportal.uz/#/) создан.

Принят Закон Республики Узбекистан от 17 августа 2021 года № УП-708 “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с выделением и использованием земельных участков, а также совершенствованием системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра”.

С судебными решениями, вынесенными судами по гражданским, уголовным, экономическим и административным делам всех уровней (за исключением судебных решений, вынесенных в закрытых судебных заседаниях), в целях обеспечения ознакомления через сеть Интернет на официальной веб-странице Верховного суда (https://public.sud.uz/#!/sign/view) данные размещаются постоянно.

Принят Указ Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2021 года № УП-6247 “О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективному осуществлению общественного контроля”.

 

2. Степень вмешательства государства:

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2020 года № ПП-4938 в экспериментальном порядке утверждены целевые индикаторы бюджетных ассигнований, выделяемых на здравоохранение, народное образование, автомобильные дороги и водное хозяйство.

Министерством финансов на веб-сайтах (https://openbudget.uz/ и https://www.mf.uz/uz/) постоянно размещается информация о государственных доходах и расходах Республики Узбекистан.

В соответствии с утвержденным графиком аукционов на 2021 год на 64 аукционах размещены государственные ценные бумаги на сумму 4 866,3 млрд сумов.

 

3. Эффективность регулирования:

С начала 2021 года Центральным банком была продолжена работа по совершенствованию операционного механизма, увеличено время проведения овернайтовых операций и овернайт депозиты стали погашаться в начале следующего дня.

Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2021 года № ПП-5031 “О мерах по продолжению внедрения рыночного механизма в процессы реализации высоколиквидных и монопольных товаров”, в соответствии с ним поливинилхлорид, нефть, газовый конденсат, этиловый спирт, формалин, серебро и экстракционное хлопковое масло включены в перечень высоколиквидных и монопольных видов товаров, подлежащих биржевой торговле.

С 1 октября 2021 года при реализации юридическими лицами импортированного в Республику Узбекистан природного газа установлена нулевая процентная ставка акцизного налога, отсрочка (рассрочка) уплаты налога на добавленную стоимость на срок до 120 дней без начисления процентов и обеспечения его уплаты.

 

4. Открытость рынков:

Принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2021 года № ПКМ-596 “О мерах по внедрению системы передачи государственных функций частному сектору”.

Согласно расчетам Международного торгового центра (International Trade Center), по итогам 2020 года средневзвешенная ставка импортных таможенных пошлин в Узбекистане составила 4,7 процента (в предыдущем отчете этот показатель составлял 14,8 процента), среднеарифметическая ставка 7,4 процента.

При практической помощи органов прокуратуры по 3 578 кредитным документам банков обеспечен возврат кредитной задолженности на сумму 476,5 млрд сумов, а также при проверках взыскан ущерб на сумму 1,7 трлн сумов, восстановлены нарушенные права 3 134 лиц, возбуждено 180 уголовных дел по фактам грубых нарушений законодательства.

Для справки: Индекс экономической свободы регулирует положительную связь между экономической свободой и различными положительными социально-экономическими целями. Идеи экономической свободы тесно связаны со здоровыми обществами, большим доходом на душу населения, человеческим прогрессом, демократией и сокращением бедности.

В ежегодном отчете “Индекс экономической свободы – 2022”  Узбекистан занял 117-е место и по методологии индекса остался в числе стран с преимущественно несвободной экономикой.

Фонд “Heritage” (Наследие) оценил снижение места в данном индексе как основной фактор того, что пандемия COVID-19 привела к значительным колебаниям в экономических условиях стран мира, в том числе в степени экономической свободы, и что методология индекса изменилась.

План мероприятий по улучшению позиций Республики Узбекистан в приоритетных международных рейтингах и индексах социально-экономической сферы на 2021 год утвержден протоколом №4 заседания Республиканского совета по работе с международными рейтингами и индексами (22 февраля 2021 года).

 

Информационная служба

Министерства экономического развития и сокращения бедности