Экономический прогноз для Узбекистана остается позитивным на фоне продолжающихся рыночных реформ
07/10/2020 - 10:08 4605
ТАШКЕНТ, 7 октября с. г. - Несмотря на глобальный экономический спад, вызванный пандемией коронавируса, Узбекистан станет одним из двух государств в регионе Европы и Центральной Азии, которые продемонстрируют экономический рост по результатам 2020 г. Этот прогноз даётся в опубликованном сегодня новом выпуске регионального экономического обзора Всемирного банка.
Пандемия коронавируса (COVID-19) стала самым серьезным кризисом, с которым столкнулся Узбекистан с момента восстановления национальной экономики после распада Советского Союза. Он негативно сказался на росте ВВП страны и привел к снижению занятости, благосостояния и доходов граждан.
В первой половине 2020 г. рост ВВП был почти нулевым по сравнению с ростом на уровне 5,8% в первой половине 2019 г. Инвестиции в основной капитал за тот же период снизились на 12,8%. Уровень безработицы резко вырос с 9,4% в первом квартале 2020 г. до 15% во втором квартале.
Увеличение производства золота и рост в сельском хозяйстве помогли компенсировать резкий спад в промышленности и сфере услуг. Несмотря на сокращение денежных переводов на 19% в первой половине года, совокупное увеличение социальных выплат на 17% и повышение минимальной заработной платы на 10% с февраля месяца 2020 г. помогли сохранить частное потребление.
Сокращение денежных переводов и увеличение дефицита внешней торговли увеличили дефицит текущего счета платежного баланса до 7,7% ВВП в первой половине 2020 г. Экспорт за тот же период снизился на 22,6% из-за сбоев в глобальной цепочке поставок и падения цен на основные сырьевые товары (природный газ, металлы). Импорт сократился на 15% после резкого падения ввоза машин, оборудования и полуфабрикатов иностранного производства в страну.
Более низкое поступление доходов в Госбюджет и крупные антикризисные расходы привели к увеличению бюджетного дефицита до около 5% от ВВП в первой половине 2020 г. Около 2,5% от ВВП было направлено на дополнительные расходы на здравоохранение, увеличение пособий для малообеспеченных, расширение общественных работ и поддержку предприятий. Несмотря на значительный рост поступлений за счет увеличения экспорта золота, более слабые экономические условия и отсрочка уплаты налогов привели к снижению поступлений доходов в Госбюджет, исчисляемого как доля от ВВП, на два процентных пункта в годовом исчислении.
Годовая инфляция снизилась до 11,6% в августе 2020 г., что позволило Центральному банку Узбекистана дважды понизить ставку рефинансирования в 2020 г. - с 16% до 15% в апреле, и до 14% в сентябре. Антикризисные кредитные линии предприятиям помогли увеличить кредитование экономики в целом на 18% в январе-августе 2020 г.
«Кризис, вызванный пандемией, почти полностью затормозил рост ВВП в Узбекистане в 2020 г. и увеличил уровень бедности впервые за более чем двадцать лет. Правительство приняло ряд антикризисных мер, чтобы смягчить последствия для экономики, социального благополучия и здоровья населения. Несмотря на нынешние вызовы и трудности, руководство страны вновь подтвердило свое твердое намерение продолжать реформы в ключевых секторах экономики с целью достижения более высоких темпов роста ВВП и улучшения уровня жизни граждан. После завершения пандемии крайне важно обеспечить восстановление экономики, сделав ее более устойчивой и инклюзивной», - отметил Марко Мантованелли, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане.
Экономический прогноз Узбекистана остается позитивным, поскольку рыночные реформы увеличивают стимулы в экономике к более эффективному использованию ресурсов и росту частного сектора. Снятие карантина в третьем квартале 2020 г., устойчивое сельскохозяйственное производство и частичное восстановление денежных переводов приведут к усилению экономической активности во второй половине 2020 г. по сравнению с его первой половиной.
По прогнозам, годовой рост ВВП в этом году составит от 0,4% до 0,8%, что значительно ниже, чем в 2019 г., когда он достиг 5,6%. В тоже время, Узбекистан и Таджикистан станут единственными странами среди 23 государств в регионе Европы и Центральной Азии, которые, как ожидается, продемонстрирует положительный рост ВВП в 2020 г. (Таблица 1). При условии, что карантин не будет введен повторно по всей стране, рост ВВП Узбекистана прогнозируется на уровне от 4,8% до 5,0% в 2021 г.
Инфляция замедлится в среднесрочной перспективе, но останется на высоком уровне в результате дальнейшего реформирования цен. Ожидается, что дефицит текущего счета платежного баланса составит около 6% от ВВП в 2020 г. благодаря восстановлению денежных переводов и снижению дефицита внешнеторгового баланса. Предполагается, что в среднесрочной перспективе он останется примерно на том же уровне, поскольку рост импорта машин, оборудования и полуфабрикатов возобновится после окончания пандемии. Ожидается, что данный дефицит будет финансироваться за счет увеличения государственных заимствований и постепенного увеличения иностранных инвестиций.
Прогнозируемый дефицит Госбюджета в размере 7,5% ВВП в 2020 г. снизится в 2021-22 гг. по мере постепенного сокращения антикризисных расходов и увеличения поступлений в Госбюджет. В среднесрочной перспективе прогнозируется сокращение дефицита Госбюджета.
Дефицит в 2020 г. и в последующей среднесрочной перспективе будет финансироваться в основном за счет увеличения внешних заимствований. Внешний государственный долг увеличится, по оценкам, до 34,7% от ВВП в 2020 г. Хотя в процентах от ВВП он увеличился с 2017 г., ожидается, что в среднесрочной перспективе он стабилизируется.
Внешний государственный и гарантированный правительством долг Узбекистана остается умеренным по сравнению с 22 другими государствами в регионе Европы и Центральной Азии. Для сравнения: отношение внешнего государственного долга к ВВП, прогнозируемое в 2020 году, составит для Казахстана - 26,6%, Кыргызской Республики - 64,2%, Таджикистана - 51%, Армении - 63,8%, Азербайджана - 19,6%, Грузии - 60%, России - 20,5%, Украины - 62%, Беларуси - 45,2% (Таблица 2).
Таблица 1. Сводное изложение предположений относительно темпов экономического роста в регионе Европы и Центральной Азии
(рост реального ВВП в рыночных ценах (%), если не указано иное)
Изменения по сравнению с прогнозом за июнь 2020 г. (п.п.) |
Негативный сценарий роста в 2021 г. |
|||||||
2017 |
2018 |
2019o |
2020п |
2021п |
2020п |
2021п |
||
Албания |
3.8 |
4.3 |
2.2 |
-8.4 |
5.0 |
-3.4 |
−3.8 |
3.0 |
Армения |
7.5 |
5.2 |
7.6 |
-6.3 |
4.6 |
-3.5 |
-0.3 |
3.1 |
Азербайджан |
0.2 |
1.5 |
2.2 |
-4.2 |
1.9 |
-1.6 |
-0.3 |
1.1 |
Беларусь |
2.5 |
3.1 |
1.2 |
-2.8 |
-5.5 |
1.2 |
-6.5 |
-6.4 |
Босния и Герцеговина |
3.2 |
3.7 |
2.6 |
-3.2 |
3.0 |
0.0 |
-0.4 |
1.5 |
Болгария |
3.5 |
3.1 |
3.4 |
-5.1 |
3.9 |
1.1 |
-0.4 |
3.2 |
Хорватия |
3.1 |
2.7 |
2.9 |
-8.1 |
5.9 |
1.2 |
0.5 |
5.4 |
Грузия |
4.8 |
4.8 |
5.1 |
-6.0 |
4.0 |
-1.2 |
0.0 |
3.0 |
Венгрия |
4.3 |
5.1 |
4.9 |
-5.0 |
4.5 |
0.0 |
0.0 |
1.5 |
Казахстан |
4.1 |
4.1 |
4.5 |
-2.5 |
2.5 |
0.5 |
0.0 |
1.0 |
Косово |
4.2 |
3.8 |
4.2 |
-8.8 |
3.7 |
-4.3 |
-1.5 |
1.7 |
Кыргызская Республика |
4.7 |
3.8 |
4.5 |
-5.5 |
4.8 |
-1.5 |
-0.8 |
3.0 |
Молдова |
4.7 |
4.3 |
3.6 |
-5.2 |
3.5 |
-2.1 |
-0.5 |
1.5 |
Черногория |
4.7 |
5.1 |
3.6 |
-12.4 |
6.9 |
-6.8 |
2.1 |
4.8 |
Северная Македония |
1.1 |
2.7 |
3.6 |
-4.1 |
3.6 |
-2.0 |
-0.3 |
2.6 |
Польша |
4.9 |
5.3 |
4.1 |
-3.9 |
3.5 |
0.3 |
0.7 |
0.2 |
Румыния |
7.1 |
4.4 |
4.1 |
-5.7 |
4.9 |
0.0 |
-0.5 |
4.7 |
Российская Федерация |
1.1 |
2.5 |
1.3 |
-5.0 |
2.8 |
1.0 |
0.1 |
1.0 |
Сербия |
2.0 |
4.4 |
4.2 |
-3.0 |
2.9 |
-0.5 |
-1.1 |
1.5 |
Таджикистан |
7.6 |
7.3 |
7.5 |
1.6 |
3.7 |
3.6 |
0.0 |
1.6 |
Турция |
7.5 |
3.0 |
0.9 |
-3.8 |
4.0 |
0.0 |
-1.0 |
1.0 |
Украина |
2.5 |
3.3 |
3.2 |
-5.5 |
1.5 |
-2.0 |
-1.5 |
1.0 |
Узбекистан |
4.5 |
5.4 |
5.6 |
0.6 |
4.8 |
-0.9 |
-1.8 |
2.9 |
Источник: Всемирный банк.
Примечания: ВВП и компоненты расходов измеряются в ценах 2010 г. по рыночным обменным курсам, если не указано иное. Оценки Всемирного банка часто обновляются на основе новой информации и с учетом меняющихся обстоятельств (в мире). Следовательно, цифры, представленные в таблице, могут отличаться от тех, что содержатся в других документах Всемирного банка, даже если базовые оценки перспектив стран не отличаются в тот или иной конкретный момент времени. Дополнительная информация доступна по ссылке www.worldbank.org/gep.
О = оценка; П = прогноз.
Таблица 2 Внешний государственный долг (в процентах от ВВП)
Внешний государственный долг (в процентах от ВВП) |
2019о |
2020п |
2021п |
Албания |
68.0 |
81.3 |
81.3 |
Армения |
53.5 |
63.8 |
63.6 |
Азербайджан |
18.9 |
19.6 |
20.0 |
Беларусь |
38.4 |
45.2 |
49.9 |
Босния и Герцеговина |
33.1 |
38.0 |
38.2 |
Болгария |
20.4 |
27.7 |
30.7 |
Хорватия |
73.2 |
86.4 |
83.2 |
Грузия |
41.1 |
60.0 |
58.0 |
Казахстан |
19.8 |
26.6 |
29.2 |
Косово |
17.0 |
22.6 |
27.5 |
Кыргызская Республика |
54.1 |
64.2 |
64.6 |
Молдова |
27.4 |
33.2 |
35.1 |
Черногория |
77.2 |
92.9 |
94.3 |
Северная Македония |
48.8 |
59.1 |
59.8 |
Польша |
46.0 |
54.4 |
56.0 |
Румыния |
37.6 |
45.1 |
47.7 |
Российская Федерация |
13.9 |
20.5 |
22.9 |
Сербия |
52.9 |
59.6 |
58.5 |
Таджикистан |
45.2 |
51.0 |
49.2 |
Турция |
32.5 |
40.3 |
40.6 |
Украина |
50.4 |
62.0 |
58.9 |
Узбекистан |
29.3 |
34.7 |
38.3 |
Источник: Всемирный банк.
О = оценка; П = прогноз.