Обзор рынка потребительских товаров Республики Узбекистан за I квартал 2007 г. Производство потребительских товаров
04/07/2007 - 16:56 11873
В I квартале 2007 года наблюдается рост производства потребительских товаров в оптовых ценах предприятий-производителей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,7%. При этом увеличение объема выпуска характерно для всех видов товаров. Производство непродовольственных товаров в целом, которое составляет 59,5 % всего объема производства товаров народного потребления, увеличилось на 27,0% по сравнению с I кварталом 2006 года, а производство продовольственных товаров (без алкогольных напитков) - на 10,0%.
Доля потребительских товаров во всем объеме производства промышленной продукции по республике составила 26,9%. В I квартале 2006 года данный показатель был на уровне 20,7%.
За I квартал 2007 года произошло увеличение по отношению к аналогичному периоду 2006 года объемов производства плодоовощных консервов, фруктовых соков, чая, макаронных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов, муки, маргариновой продукции, алкогольных напитков.
По непродовольственным товарам I квартал 2007 года по отношению к аналогичному периоду 2006 года наблюдалось увеличение объемов производства некоторых видов электробытовой техники (телевизоров, холодильников, морозильников, стиральных машин), продуктов бытовой химии и индивидуальной гигиены (синтетических моющих средств), лекарственных средств, трикотажных изделий, мебели, табачной продукции, ковров и ковровых изделий. В связи с проводимыми в предприятиях мероприятиями по модернизации производства наблюдается снижение объемов производства по отдельным видам текстильной продукции, посуды фарфорофаянсовой и др.
Экспорт и импорт потребительских товаров за I квартал 2007 года
По ряду товарных позиций объем импорта за I квартал 2007 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, импорт печатных изделий снизился на 57,3%, изделий из кожи на 15,6%, натурального и искусственного меха снизился на 14,3%, трикотажного полотна машинной и ручной вязки – на 38,9%, ковров и прочих текстильных напольных покрытий на 6,5%, одежды и принадлежностей текстильной одежды – на 13,6%, головных уборов на 41,0%, игрушек и спортивного инвентаря на 26%.
Общий объем экспорта продовольственных товаров из республики за I квартал 2007 года был в 2 раза больше, чем за I квартал в 2006 года. Около 22,2 % экспорта продовольственных товаров республики приходится на предприятия, расположенные в г. Ташкенте, на предприятия Ташкентского вилоята – 17,7 %, Самаркандского вилоята – 23,3 %.
Несмотря на рост объема экспорта продовольственных товаров в 2 раза по сравнению с I кварталом 2006 г., по ряду отдельных товаров произошло его сокращение, например снизился экспорт изделий из мяса – в 2,1 раза, кондитерских изделий – на 25%.
Наблюдается значительное увеличение объема экспорта съедобных плодов и орехов – в 3 раза, овощей и некоторых съедобных корнеплодов и клубнеплодов – в 3,5 раза, масличных семян и плодов в 2,3 раза, жиров и масел растительного и животного происхождения в 2,4 раза, продуктов переработки овощей, плодов и орехов в 1,7 раза.
В I квартале 2007 г. произошло увеличение экспорта по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. печатных изделий в 8 раз, обуви в 7,7 раза, керамических изделий в 4,7 раза, прочих готовых текстильных изделий в 1,7 раза, фармацевтических продуктов в 1,9 раза, ковров и прочих напольных текстильных покрытий – в 3 раза, мебели и постельных принадлежностей – 3,3 раза, хлопчатобумажных тканей и пряжи – в 1,35 раза. Сокращение экспорта непродовольственных товаров произошло по парфюмерным и косметическим туалетным средствам – в 4,5 раза, табаку и его заменителям на 34,9%.
Торговля потребительскими товарами
Общий оптовый оборот в I квартале 2007 года на 17,8 % выше, чем за соответствующий период 2006 года. Снижение объема оптового товарооборота произошло в Сурхандарьинском вилояте на 9,4 % и Джизакском вилояте на 4,8 %. Ощутимый рост объемов оптового товарооборота против прошлого года достигнут в Бухарском, Навоийском вилоятах и в Республике Каракалпакстан – более чем 1,6 раза.
Рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах по отношению к I кварталу 2006 года составил 16,5%.
Увеличение общего объема розничного товарооборота произошло во всех регионах. Наиболее существенные темпы роста розничного товарооборота по сравнению с I кварталом 2006 г. наблюдались в Навоийском и Сурхандарьинском вилоятах (более чем на 26%), наиболее низкие - в Республике Каракалпакстан (6,7%).
Оборот предприятий общественного питания за I квартал 2007 год был выше аналогичного периода прошлого года на 7,6%. Наибольшего роста оборота достигли предприятия в Кашкадарьинском (29,8%), Сурхандарьинском (40,7%) вилоятах. В то же время в Республике Каракалпакстан, а также в Андижанском, Ташкентском, Хорезмском вилоятах и в г.Ташкенте допущено снижение объемов оборота против прошлого года.
Подготовлен Республиканским центром по изучению конъюнктуры товарных рынков и экспертизы инвестиционных проектов и программ при Министерстве экономики Республики Узбекистан на основе статистических бюллетеней Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан.