Выступление министра экономики Республики Узбекистан Г.Саидовой на Презентации Второго национального доклада по Целям развития тысячелетия в Узбекистане

30/04/2015 - 17:41 21558

Подписав Декларацию тысячелетия в 2000 году, Узбекистан взял на себя обязательства по достижению Целей развития тысячелетия.

Представляемый доклад является совместной инициативой Правительства Республики Узбекистан и агентств Организации Объединенных Наций (ООН) в Узбекистане и ставит своей задачей осуществить объективный анализ и оценку прогресса страны по достижению Целей развития тысячелетия за прошедшие неполных 15 лет.

В докладе приведен анализ проводимых в Узбекистане реформ и определены ключевые факторы, способствовавшие достижению Целей, сформулированы вызовы и задачи, стоящие перед страной на перспективу.

Очень важно, что доклад позволяет сквозь призму основных Целей тысячелетия оценить и понять логику социально-экономических и рыночных реформ в Узбекистане. Главный вывод доклада состоит в том, что правительству Узбекистана, несмотря на все сложности, связанные с неустойчивостью глобальной экономики, удалось обеспечить баланс между важнейшими ключевыми целями развития: экономическим ростом на базе структурных реформ и повышением благосостояния всех слоев населения.

Естественным результатом такой сбалансированной парадигмы развития является то, что, с одной стороны, в стране ускоренно формируется техническая, технологическая и финансовая база долгосрочного и устойчивого экономического роста. С другой – последовательно снижается уровень малообеспеченности (почти в 2 раза – с 27,5 до 14,1%). Особенно необходимо указать на рост уровня жизни среди уязвимых групп населения (коэффициент Джини, снизившийся до 0,29, свидетельствует о низком уровне неравенства распределения доходов).

ХОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

  1. Структурные реформы для обеспечения устойчивого роста экономики и уровня жизни населения

Увеличение инвестиций в экономику и инфраструктуру для обеспечения высоких темпов роста (в период с 2002 по 2013 годы объем инвестиций в экономику вырос в 6,4 раза с 2,0 до 12,1 млрд. долларов США). Крупномасштабные инвестиции были направлены в основные отрасли промышленности (например, отрасли топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии и т.д.), имеющие важное значение для ускорения экономического роста, увеличения экспорта и создания основы для достижения устойчивого благосостояния населения страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Это способствовало трансформации структуры ВВП и обеспечению высоких темпов роста экономики. Производство сельскохозяйственной продукции в абсолютном выражении увеличилось, однако его доля в ВВП снизилась (с 30,0% до 17,6%). При этом существенно увеличились доли промышленности (с 14,1 до 24,2%) и сектора услуг (с 44% до 53%).

Начиная с 2001 года, в стране зарегистрированы высокие темпы экономического роста, что привело к росту ВВП на душу населения (с 2552,6 долл. до 5002,5 долл. по ППС) и способствовало сокращению вдвое уровня бедности.

Экономический рост и структурные преобразования обеспечили возможность для изменения структуры занятости. На протяжении всего периода 2001-2013 годов, проведение структурных реформ привело к увеличению доли занятых в промышленности (с 12,5% до 13%) и в сфере услуг (с 53,9% до 59,9%), а также к соответствующему уменьшению процента лиц, занятых в сельском хозяйстве (с 33,5% до 27,2%).

С начала 2000-х годов, экономическая политика способствовала развитию капиталоемких стратегических секторов, главным образом, добывающих отраслей, а также экспорту необработанной сельскохозяйственной продукции (преимущественно хлопка). Более 70% всех инвестиций были направлены в капиталоемкие, а не трудоемкие отрасли. Такой экспорт позволил Правительству улучшить доходы бюджета, что, в свою очередь, позволило осуществить инвестиции в проекты социальной инфраструктуры.

  1. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства

В результате проведенных реформ доля малого бизнеса в промышленности увеличилась с 12,5% до 28,1%, в сельском хозяйстве — с 74,5% до 98,1%, в секторе услуг – с 37% до 48,9%.

Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП увеличилась с 33,8% до 55,8%, в структуре занятости – с 51,8 до 76,7%.

Доля доходов от предпринимательской деятельности в общем доходе поднялась с 27% до 50,7%, что способствовало снижению уровня бедности в два раза. Прочная взаимосвязь между ростом занятости в секторе малого бизнеса и снижением бедности в Узбекистане подтверждается высокой корреляцией между этими двумя параметрами, равной 0.85.

  1. Рост инвестиций на социальные расходы для обеспечения населению гарантий реализации их основных социальных прав

Государственные расходы на социальную сферу значительно выросли: с 47,6% до 58,6% (на образование – с 25,5% до 35%; здравоохранение – с 9,8% до 14,4%, социальные услуги и социальные пособия для семей – с 6,5% до 6,7%).

Вместе с увеличением социальных расходов осуществлялась адресная социальная защита тех лиц, которые могли остаться без средств к существованию, не могли платить за медицинское обслуживание и другие основные социальные услуги и столкнулись с опасностью обнищания.

Целевая поддержка обеспечила фискальное пространство для осуществления программ и стратегий в сфере образования и здравоохранения, включая охрану здоровья матерей и детей, обеспечение сбалансированного и безопасного питания матерям и детям, профилактику дефицита микронутриентов, а также увеличению размера социальных пособий, выплачиваемых уязвимым группам населения.

Начатые по инициативе Президента страны И. Каримова еще в середине 90-х годов прошлого столетия реформы системы образования создали благоприятные условия для широкого доступа всех слоев населения к услугам образования не только начального, но и последующих ступеней.

Особое место в этом занимает сформированная уникальная система среднего специального образования, повышающая, в конечном счете, возможности для человеческого развития. Охват общим средним образованием оценивается на уровне 98-99,8%. Охват средним специальным профессиональным образованием увеличился с 31,2% в 2002г. до 99,6% в 2013г. За период 2005-2013 количество учреждений ССПО увеличилось с 348 до 1556 единиц.

Показательными являются программы развития школ и колледжей музыки и искусства, создавшие условия для доступа детям не только в городской, но и в сельской местности, что трудно увидеть в других развивающихся и даже во многих развитых странах.

Во всех регионах страны созданы внешкольные образовательные учреждения. В стране функционирует 302 школ музыки и искусства, в которых обучается 52 тысяч учащихся, 54,2% из них девочки;
584 спортивно-образовательных учреждений с численностью 349,3 тысяч воспитанников (27,9 % - девочки).

За последние 10 лет введено в действие 1586 объектов детского спорта, в том числе построено 270 новых спортивных сооружений и 934 школьных спортивных залов, реконструировано 282 и капитально отремонтировано 4 объекта детского спорта. Кроме того вновь построено, реконструировано и капитально отремонтировано 96 плавательных бассейнов.

Задача обеспечения гендерного равенства, являющаяся ключевой для ЦРТ 3, была достигнута в общем среднем образовании; с 2009 года достигнут гендерный паритет в профессиональных колледжах. По данным на 2013 год, женщины составляют 45,7% от общего числа занятых в экономике.

Значительно возросла занятость женщин в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Возросло участие женщин в процессе принятия политических решений: доля женщин в парламенте увеличилась с 19% в 2005 году до 22% в 2013 году; представленность женщин в органах исполнительной власти увеличилась почти в 5 раз с 3,4% в 2005 году и до 16% в 2013 году.

Реформы в системе здравоохранения обеспечили широкий доступ населения к качественным, профессиональным, хорошо технически оснащенным медицинским услугам, в том числе:

  • в сельской местности – к первичным;
  • в районных, городских и областных центрах – к многопрофильными отдельным специализированным;
  • в столице – к высокотехнологичным специализированным.

Особое внимание уделяется профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта, в первую очередь, детского. Комплекс мер в системе охраны материнства и детства позволил обеспечить значимые успехи в снижении детской и материнской смертности:

  • уровень смертности детей до 5 лет снизился с 24,3 до 12
    на 1000 живорожденых;
  • доля детей в возрасте до 5 лет с недостаточным весом сократилась с 3,8%до 1,6%;
  • коэффициент материнской смертности снизился с 34,1 до 20,0
    на 100 000 живорожденных.

Немаловажным фактором улучшения условий жизни и обеспечения устойчивого экономического роста является охрана окружающей среды и обеспечение «зеленого развития».

В стране уделяется большое внимание экологической устойчивости, совершенствованию управления водными и земельными ресурсами, что способствует снижению потерь воды и улучшению качества земельных ресурсов.

В результате развития энергетической инфраструктуры и реализации мер по повышению энергоэффективности снижается энергоемкость экономики, сокращается объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

  1. Реализация региональных программ по развитию инфраструктуры и отдельных секторов экономики

Правительство уделяет особое внимание обеспечению сбалансированного социально-экономического развития регионов, особенно в сельской местности. Реализована Программа социально-экономического развития регионов на 2013-2015 годы и ряд программ, направленных на строительство дополнительного жилья в сельской местности и улучшение сферы услуг, промышленности, стимулирование дальнейшего развития сельского хозяйства и пищевой промышленности, созданию предприятий, оснащенных современным оборудованием и технологиями.

В рамках реализации программ строительства жилья в сельской местности были построены более 33,5 тысяч домов в течение 2009-2013 годов.

В рамках реализации Национальной программы развития промышленности (2011-2015гг.) принимаются меры по развитию промышленного потенциала регионов (текстильной, легкой, фармацевтической промышленности, сектора переработки сельскохозяйственной продукции, производства строительных материалов и др.).

Осуществление программ, направленных на развитие сферы услуг (2007-2014гг.), обеспечил рост сектора в:

  • Республике Каракалпакстан в 3,4 раза;
  • Сырдарьинской области в 4,3 раза;
  • Сурхандарьинской области в 4,3 раза;
  • Наманганской области в 4,1 раза;
  • Кашкадарьинской области, в 3,5 раза.

На протяжении 2007-2014 годов эти регионы демонстрировали наиболее значительный рост в сфере занятости:

  • Сурхандарьинской – 29,4 %;
  • Кашкадарьинской – 26,3 %;
  • Наманганской – 26,1%;
  • Джизакской области – 22,1%.

Показатели улучшения социальной инфраструктуры (жилья, медицинских и образовательных учреждений, водо и газоснабжения) в Республике Каракалпакстан и Наманганской области также опережают средние республиканские показатели.

ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА ПОСЛЕ 2015

Дальнейшее сокращение малообеспеченности, особенно в регионах, где показатели выше среднереспубликанского уровня. Ключевыми задачами в этом контексте являются:

  • расширение устойчивой и продуктивной занятости за счет углубления структурных реформ и развития перерабатывающих отраслей промышленности;
  • дальнейшее повышение эффективности социальной защиты уязвимых слоев населения.

В перспективе ускорение процессов трансформации структуры экономики с фокусом на развитие перерабатывающих отраслей промышленности будет создавать новые возможности для занятости и самореализации женщин, способствовать изменению роли женщин в обществе.

В перспективе с ускорением трансформационных процессов в экономике, спрос на земельно-водные, энергетические и другие ресурсы будет возрастать. В этих условиях для достижения устойчивого развития представляется целесообразным обеспечить переход к ресурсосберегающей и энергоэффективной модели роста экономики.

Структурные реформы приведут к снижению доли сельскохозяйственного сектора в ВВП и в структуре занятости, необходимо создавать возможности для дальнейшего развития несельскохозяйственных предприятий в сельской местности, например, в сфере услуг, пищевой промышленности и других секторах экономики.

В целях более эффективного развития сельскохозяйственного сектора, он должен стать более производительным и водо-сберегающим, а сельскохозяйственное производство должно быстрее развиваться для создания больших стоимостей.

Ускорение экономического развития в наименее развитых регионах Правительство планирует обеспечить путем реализации проектов, связанных с эффективным использованием имеющихся природных ресурсов, поддержки развития частного сектора вокруг крупных локомотивных секторов экономики в регионе, предприятий, производящих экспортно-ориентированную и инновационную высокотехнологичную продукцию и новые услуги и др.

Для обеспечения устойчивого снижения бедности и улучшения социального обеспечения, необходимо создать достойные, хорошо оплачиваемые рабочие места. Это особенно важно, учитывая то, что значительная доля малоимущих групп – это экономически неактивные лица, безработные или занятые в низко-производительных секторах. Проблема усугубляется продолжением роста населения трудоспособного возраста, с большим контингентом молодежи, вступающей на рынок труда каждый год. Создание достойных рабочих мест означает обеспечение производительной занятости в формальном секторе, доступ к социальному обеспечению, достойную заработную плату выше прожиточного уровня и безопасные условия труда.

Ускорение развития малого бизнеса и частного предпринимательства должны привести созданию рабочих мест. Это потребует дальнейшего развития частного сектора, улучшения делового климата и повышения инвестиций. Также необходимо обеспечить соответствующую правовую основу и пакет экономических стимулов, включая устранение препятствий, таких как высокие налоги, ограниченный доступ к кредитам и получению навыков; создать специализированные организации для координации сотрудничества; развить инфраструктуру для оказания помощи бизнесу (для проведения взаиморасчетов, сертификации, ценообразования и т. д.), а также провести реформы в области макроэкономической политики и либерализации торговли.

Для обеспечения экономической стабильности и возможности полной реализации социальных прав населения, система социальной защиты должна быть усовершенствована для оказания большего воздействия на сокращение бедности. Потребность в социальной защите вполне вероятна в промежуточном периоде перемен. Необходимо сфокусировать большее внимание на программы переподготовки кадров и повышения квалификации, которые будут готовить людей для рабочих мест, созданных в экономике.

Для улучшения качества образования на последующих этапах развития необходимо уделить внимание повышению уровня дошкольной подготовки детей; повышению квалификации педагогического персонала в среднем образовании; обеспечению большей увязки между требованиями рынка труда и системой среднего образования; совершенствованию системы мониторинга качества образования.

Улучшение доступа к качественным услугам здравоохранения на протяжении всего жизненного цикла, профилактика, повышение квалификации персонала всех уровней, включая систему охраны материнства и детства; продолжение комплексной политики повышения качества услуг в сфере репродуктивного здоровья.

Основная цель пенсионной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе – это создание условий для реализации основных социальных прав пенсионеров. Было бы целесообразно увеличить размеры минимальной пенсии, пенсии по возрасту и инвалидности, чтобы люди чувствовали себя защищенными после выхода на пенсию. Проблемы, связанные с выполнением этой задачи, состоят в том, что к 2030 году количество пенсионеров увеличится в два раза. Необходимо также расширить охват населения трудоспособного возраста накопительной пенсионной системой, чтобы обеспечить устойчивость и всеобщий охват населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая, что с ускорением трансформационных процессов постоянно требуется поиск новых точек равновесия и соответствующая адаптация стратегий обеспечения устойчивого человеческого развития, авторы доклада попытались обозначить ключевые направления развития после 2015 года. С этой точки зрения данный доклад может стать базой для подготовки долгосрочной Стратегии развития «Видение-2030» и формулирования комплекса целей устойчивого развития на перспективу, разработку которой Правительство ведет совместно с Мировым банком и ПРООН.

В ходе подготовки доклада по ЦРТ состоялся эффективный диалог всех вовлеченных сторон: было сформировано 8 рабочих групп с участием национальных экспертов и представителей агентств ООН, организовано 4 раунда рабочих встреч и круглых столов для обсуждения логики и ключевых идей документа, были привлечены международные консультанты. Настоящий доклад учитывает комментарии и предложения, представленные на этих обсуждениях.

Мы надеемся, что доклад послужит основой для продолжения широкого диалога по вопросам развития и внесет свой вклад в формирование повестки развития страны после 2015 года.

Скачать файл (pdf, 142,4Kb)