Выступление министра экономики Республики Узбекистан Г.Саидовой на Презентации Второго национального доклада по Целям развития тысячелетия в Узбекистане
30/04/2015 - 17:41 21558
Подписав Декларацию тысячелетия в 2000 году, Узбекистан взял на себя обязательства по достижению Целей развития тысячелетия.
Представляемый доклад является совместной инициативой Правительства Республики Узбекистан и агентств Организации Объединенных Наций (ООН) в Узбекистане и ставит своей задачей осуществить объективный анализ и оценку прогресса страны по достижению Целей развития тысячелетия за прошедшие неполных 15 лет.
В докладе приведен анализ проводимых в Узбекистане реформ и определены ключевые факторы, способствовавшие достижению Целей, сформулированы вызовы и задачи, стоящие перед страной на перспективу.
Очень важно, что доклад позволяет сквозь призму основных Целей тысячелетия оценить и понять логику социально-экономических и рыночных реформ в Узбекистане. Главный вывод доклада состоит в том, что правительству Узбекистана, несмотря на все сложности, связанные с неустойчивостью глобальной экономики, удалось обеспечить баланс между важнейшими ключевыми целями развития: экономическим ростом на базе структурных реформ и повышением благосостояния всех слоев населения.
Естественным результатом такой сбалансированной парадигмы развития является то, что, с одной стороны, в стране ускоренно формируется техническая, технологическая и финансовая база долгосрочного и устойчивого экономического роста. С другой – последовательно снижается уровень малообеспеченности (почти в 2 раза – с 27,5 до 14,1%). Особенно необходимо указать на рост уровня жизни среди уязвимых групп населения (коэффициент Джини, снизившийся до 0,29, свидетельствует о низком уровне неравенства распределения доходов).
ХОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
- Структурные реформы для обеспечения устойчивого роста экономики и уровня жизни населения
Увеличение инвестиций в экономику и инфраструктуру для обеспечения высоких темпов роста (в период с 2002 по 2013 годы объем инвестиций в экономику вырос в 6,4 раза с 2,0 до 12,1 млрд. долларов США). Крупномасштабные инвестиции были направлены в основные отрасли промышленности (например, отрасли топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии и т.д.), имеющие важное значение для ускорения экономического роста, увеличения экспорта и создания основы для достижения устойчивого благосостояния населения страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Это способствовало трансформации структуры ВВП и обеспечению высоких темпов роста экономики. Производство сельскохозяйственной продукции в абсолютном выражении увеличилось, однако его доля в ВВП снизилась (с 30,0% до 17,6%). При этом существенно увеличились доли промышленности (с 14,1 до 24,2%) и сектора услуг (с 44% до 53%).
Начиная с 2001 года, в стране зарегистрированы высокие темпы экономического роста, что привело к росту ВВП на душу населения (с 2552,6 долл. до 5002,5 долл. по ППС) и способствовало сокращению вдвое уровня бедности.
Экономический рост и структурные преобразования обеспечили возможность для изменения структуры занятости. На протяжении всего периода 2001-2013 годов, проведение структурных реформ привело к увеличению доли занятых в промышленности (с 12,5% до 13%) и в сфере услуг (с 53,9% до 59,9%), а также к соответствующему уменьшению процента лиц, занятых в сельском хозяйстве (с 33,5% до 27,2%).
С начала 2000-х годов, экономическая политика способствовала развитию капиталоемких стратегических секторов, главным образом, добывающих отраслей, а также экспорту необработанной сельскохозяйственной продукции (преимущественно хлопка). Более 70% всех инвестиций были направлены в капиталоемкие, а не трудоемкие отрасли. Такой экспорт позволил Правительству улучшить доходы бюджета, что, в свою очередь, позволило осуществить инвестиции в проекты социальной инфраструктуры.
- Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства
В результате проведенных реформ доля малого бизнеса в промышленности увеличилась с 12,5% до 28,1%, в сельском хозяйстве — с 74,5% до 98,1%, в секторе услуг – с 37% до 48,9%.
Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП увеличилась с 33,8% до 55,8%, в структуре занятости – с 51,8 до 76,7%.
Доля доходов от предпринимательской деятельности в общем доходе поднялась с 27% до 50,7%, что способствовало снижению уровня бедности в два раза. Прочная взаимосвязь между ростом занятости в секторе малого бизнеса и снижением бедности в Узбекистане подтверждается высокой корреляцией между этими двумя параметрами, равной 0.85.
- Рост инвестиций на социальные расходы для обеспечения населению гарантий реализации их основных социальных прав
Государственные расходы на социальную сферу значительно выросли: с 47,6% до 58,6% (на образование – с 25,5% до 35%; здравоохранение – с 9,8% до 14,4%, социальные услуги и социальные пособия для семей – с 6,5% до 6,7%).
Вместе с увеличением социальных расходов осуществлялась адресная социальная защита тех лиц, которые могли остаться без средств к существованию, не могли платить за медицинское обслуживание и другие основные социальные услуги и столкнулись с опасностью обнищания.
Целевая поддержка обеспечила фискальное пространство для осуществления программ и стратегий в сфере образования и здравоохранения, включая охрану здоровья матерей и детей, обеспечение сбалансированного и безопасного питания матерям и детям, профилактику дефицита микронутриентов, а также увеличению размера социальных пособий, выплачиваемых уязвимым группам населения.
Начатые по инициативе Президента страны И. Каримова еще в середине 90-х годов прошлого столетия реформы системы образования создали благоприятные условия для широкого доступа всех слоев населения к услугам образования не только начального, но и последующих ступеней.
Особое место в этом занимает сформированная уникальная система среднего специального образования, повышающая, в конечном счете, возможности для человеческого развития. Охват общим средним образованием оценивается на уровне 98-99,8%. Охват средним специальным профессиональным образованием увеличился с 31,2% в 2002г. до 99,6% в 2013г. За период 2005-2013 количество учреждений ССПО увеличилось с 348 до 1556 единиц.
Показательными являются программы развития школ и колледжей музыки и искусства, создавшие условия для доступа детям не только в городской, но и в сельской местности, что трудно увидеть в других развивающихся и даже во многих развитых странах.
Во всех регионах страны созданы внешкольные образовательные учреждения. В стране функционирует 302 школ музыки и искусства, в которых обучается 52 тысяч учащихся, 54,2% из них девочки;
584 спортивно-образовательных учреждений с численностью 349,3 тысяч воспитанников (27,9 % - девочки).
За последние 10 лет введено в действие 1586 объектов детского спорта, в том числе построено 270 новых спортивных сооружений и 934 школьных спортивных залов, реконструировано 282 и капитально отремонтировано 4 объекта детского спорта. Кроме того вновь построено, реконструировано и капитально отремонтировано 96 плавательных бассейнов.
Задача обеспечения гендерного равенства, являющаяся ключевой для ЦРТ 3, была достигнута в общем среднем образовании; с 2009 года достигнут гендерный паритет в профессиональных колледжах. По данным на 2013 год, женщины составляют 45,7% от общего числа занятых в экономике.
Значительно возросла занятость женщин в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Возросло участие женщин в процессе принятия политических решений: доля женщин в парламенте увеличилась с 19% в 2005 году до 22% в 2013 году; представленность женщин в органах исполнительной власти увеличилась почти в 5 раз с 3,4% в 2005 году и до 16% в 2013 году.
Реформы в системе здравоохранения обеспечили широкий доступ населения к качественным, профессиональным, хорошо технически оснащенным медицинским услугам, в том числе:
- в сельской местности – к первичным;
- в районных, городских и областных центрах – к многопрофильными отдельным специализированным;
- в столице – к высокотехнологичным специализированным.
Особое внимание уделяется профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта, в первую очередь, детского. Комплекс мер в системе охраны материнства и детства позволил обеспечить значимые успехи в снижении детской и материнской смертности:
- уровень смертности детей до 5 лет снизился с 24,3 до 12
на 1000 живорожденых; - доля детей в возрасте до 5 лет с недостаточным весом сократилась с 3,8%до 1,6%;
- коэффициент материнской смертности снизился с 34,1 до 20,0
на 100 000 живорожденных.
Немаловажным фактором улучшения условий жизни и обеспечения устойчивого экономического роста является охрана окружающей среды и обеспечение «зеленого развития».
В стране уделяется большое внимание экологической устойчивости, совершенствованию управления водными и земельными ресурсами, что способствует снижению потерь воды и улучшению качества земельных ресурсов.
В результате развития энергетической инфраструктуры и реализации мер по повышению энергоэффективности снижается энергоемкость экономики, сокращается объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- Реализация региональных программ по развитию инфраструктуры и отдельных секторов экономики
Правительство уделяет особое внимание обеспечению сбалансированного социально-экономического развития регионов, особенно в сельской местности. Реализована Программа социально-экономического развития регионов на 2013-2015 годы и ряд программ, направленных на строительство дополнительного жилья в сельской местности и улучшение сферы услуг, промышленности, стимулирование дальнейшего развития сельского хозяйства и пищевой промышленности, созданию предприятий, оснащенных современным оборудованием и технологиями.
В рамках реализации программ строительства жилья в сельской местности были построены более 33,5 тысяч домов в течение 2009-2013 годов.
В рамках реализации Национальной программы развития промышленности (2011-2015гг.) принимаются меры по развитию промышленного потенциала регионов (текстильной, легкой, фармацевтической промышленности, сектора переработки сельскохозяйственной продукции, производства строительных материалов и др.).
Осуществление программ, направленных на развитие сферы услуг (2007-2014гг.), обеспечил рост сектора в:
- Республике Каракалпакстан в 3,4 раза;
- Сырдарьинской области в 4,3 раза;
- Сурхандарьинской области в 4,3 раза;
- Наманганской области в 4,1 раза;
- Кашкадарьинской области, в 3,5 раза.
На протяжении 2007-2014 годов эти регионы демонстрировали наиболее значительный рост в сфере занятости:
- Сурхандарьинской – 29,4 %;
- Кашкадарьинской – 26,3 %;
- Наманганской – 26,1%;
- Джизакской области – 22,1%.
Показатели улучшения социальной инфраструктуры (жилья, медицинских и образовательных учреждений, водо и газоснабжения) в Республике Каракалпакстан и Наманганской области также опережают средние республиканские показатели.
ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА ПОСЛЕ 2015
Дальнейшее сокращение малообеспеченности, особенно в регионах, где показатели выше среднереспубликанского уровня. Ключевыми задачами в этом контексте являются:
- расширение устойчивой и продуктивной занятости за счет углубления структурных реформ и развития перерабатывающих отраслей промышленности;
- дальнейшее повышение эффективности социальной защиты уязвимых слоев населения.
В перспективе ускорение процессов трансформации структуры экономики с фокусом на развитие перерабатывающих отраслей промышленности будет создавать новые возможности для занятости и самореализации женщин, способствовать изменению роли женщин в обществе.
В перспективе с ускорением трансформационных процессов в экономике, спрос на земельно-водные, энергетические и другие ресурсы будет возрастать. В этих условиях для достижения устойчивого развития представляется целесообразным обеспечить переход к ресурсосберегающей и энергоэффективной модели роста экономики.
Структурные реформы приведут к снижению доли сельскохозяйственного сектора в ВВП и в структуре занятости, необходимо создавать возможности для дальнейшего развития несельскохозяйственных предприятий в сельской местности, например, в сфере услуг, пищевой промышленности и других секторах экономики.
В целях более эффективного развития сельскохозяйственного сектора, он должен стать более производительным и водо-сберегающим, а сельскохозяйственное производство должно быстрее развиваться для создания больших стоимостей.
Ускорение экономического развития в наименее развитых регионах Правительство планирует обеспечить путем реализации проектов, связанных с эффективным использованием имеющихся природных ресурсов, поддержки развития частного сектора вокруг крупных локомотивных секторов экономики в регионе, предприятий, производящих экспортно-ориентированную и инновационную высокотехнологичную продукцию и новые услуги и др.
Для обеспечения устойчивого снижения бедности и улучшения социального обеспечения, необходимо создать достойные, хорошо оплачиваемые рабочие места. Это особенно важно, учитывая то, что значительная доля малоимущих групп – это экономически неактивные лица, безработные или занятые в низко-производительных секторах. Проблема усугубляется продолжением роста населения трудоспособного возраста, с большим контингентом молодежи, вступающей на рынок труда каждый год. Создание достойных рабочих мест означает обеспечение производительной занятости в формальном секторе, доступ к социальному обеспечению, достойную заработную плату выше прожиточного уровня и безопасные условия труда.
Ускорение развития малого бизнеса и частного предпринимательства должны привести созданию рабочих мест. Это потребует дальнейшего развития частного сектора, улучшения делового климата и повышения инвестиций. Также необходимо обеспечить соответствующую правовую основу и пакет экономических стимулов, включая устранение препятствий, таких как высокие налоги, ограниченный доступ к кредитам и получению навыков; создать специализированные организации для координации сотрудничества; развить инфраструктуру для оказания помощи бизнесу (для проведения взаиморасчетов, сертификации, ценообразования и т. д.), а также провести реформы в области макроэкономической политики и либерализации торговли.
Для обеспечения экономической стабильности и возможности полной реализации социальных прав населения, система социальной защиты должна быть усовершенствована для оказания большего воздействия на сокращение бедности. Потребность в социальной защите вполне вероятна в промежуточном периоде перемен. Необходимо сфокусировать большее внимание на программы переподготовки кадров и повышения квалификации, которые будут готовить людей для рабочих мест, созданных в экономике.
Для улучшения качества образования на последующих этапах развития необходимо уделить внимание повышению уровня дошкольной подготовки детей; повышению квалификации педагогического персонала в среднем образовании; обеспечению большей увязки между требованиями рынка труда и системой среднего образования; совершенствованию системы мониторинга качества образования.
Улучшение доступа к качественным услугам здравоохранения на протяжении всего жизненного цикла, профилактика, повышение квалификации персонала всех уровней, включая систему охраны материнства и детства; продолжение комплексной политики повышения качества услуг в сфере репродуктивного здоровья.
Основная цель пенсионной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе – это создание условий для реализации основных социальных прав пенсионеров. Было бы целесообразно увеличить размеры минимальной пенсии, пенсии по возрасту и инвалидности, чтобы люди чувствовали себя защищенными после выхода на пенсию. Проблемы, связанные с выполнением этой задачи, состоят в том, что к 2030 году количество пенсионеров увеличится в два раза. Необходимо также расширить охват населения трудоспособного возраста накопительной пенсионной системой, чтобы обеспечить устойчивость и всеобщий охват населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая, что с ускорением трансформационных процессов постоянно требуется поиск новых точек равновесия и соответствующая адаптация стратегий обеспечения устойчивого человеческого развития, авторы доклада попытались обозначить ключевые направления развития после 2015 года. С этой точки зрения данный доклад может стать базой для подготовки долгосрочной Стратегии развития «Видение-2030» и формулирования комплекса целей устойчивого развития на перспективу, разработку которой Правительство ведет совместно с Мировым банком и ПРООН.
В ходе подготовки доклада по ЦРТ состоялся эффективный диалог всех вовлеченных сторон: было сформировано 8 рабочих групп с участием национальных экспертов и представителей агентств ООН, организовано 4 раунда рабочих встреч и круглых столов для обсуждения логики и ключевых идей документа, были привлечены международные консультанты. Настоящий доклад учитывает комментарии и предложения, представленные на этих обсуждениях.
Мы надеемся, что доклад послужит основой для продолжения широкого диалога по вопросам развития и внесет свой вклад в формирование повестки развития страны после 2015 года.
Скачать файл (pdf, 142,4Kb)