Об итогах социально-экономического развития Республики Узбекистан за I квартал 2009 года

30/04/2009 - 17:54 13874

Реализация комплексных мер в рамках осуществления Антикризисной программы, утвержденной в ноябре 2008 года, и важнейших приоритетов программы социально-экономического развития страны, определенных Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на 2009 год, обеспечили сохранение устойчивой положительной динамики социально-экономического развития страны в I квартале 2009 года.

I. Основные макроэкономические показатели

Темпы прироста ВВП в I квартале т.г. составили 7,9%. Основными факторами экономического роста послужили:

  • своевременная реализация комплексных мер по поддержанию внутреннего спроса, обеспечившая прирост объемов производства промышленной продукции в размере 9,9%, в том числе потребительских товаров – 12,5%, продукции сельского хозяйства – 5,7%, строительных работ – 12,1%, розничного товарооборота – 18,3%, платных услуг – 17,6%;
  • активное продолжение структурных преобразований, технического и технологического обновления производства, обеспечившее рост инвестиций на 31,4%;
  • государственная поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства, создавшая условия для их динамичного развития.

Доходы государственного бюджета исполнены на 100,9% и обеспечен профицит бюджета в размере 0,4% к ВВП. Уровень инфляции составил 2,7% и находился в рамках прогнозных параметров. Объем экспорта по сравнению с соответствующим периодом 2008 года возрос на 6,1%. Положительное сальдо торгового баланса составило 206,9 млн. долларов.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в I квартале 2009 года (в % к аналогичному периоду 2008 года)

Наименование показателей Темп роста
Валовой внутренний продукт 107,9
Объем промышленной продукции 109,9
Производство потребительских товаров 112,5
Валовая продукция сельского хозяйства 105,7
Инвестиции в основной капитал 131,4
Строительные работы 112,1
Розничный товарооборот 118,3
Платные услуги 117,6

II. Результативность осуществления первоочередных мер по финансовой и кредитной поддержке предприятий в рамках Антикризисной программы

В течение I квартала 2009 года в целях недопущения и преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса приняты 16 актов Президента Республики Узбекистан, 18 постановлений, распоряжений и других решений Кабинета Министров, 5 нормативных актов министерств, ведомств и местных органов власти. Своевременное принятие данных решений и активная реализация Антикризисной программы мер позволили в целом обеспечить устойчивое развитие экономики.

В течение I квартала т.г. отечественным предприятиям предоставлен ряд льгот и преференций, включая кредитную и бюджетную поддержку, предусмотренные Антикризисной программой, в том числе:

  • предоставление льгот производителям потребительских товаров и снижение налоговой ставки единого налогового платежа для малых предприятий, занимающихся промышленным производством с 8% до 7%. При этом фактические поступления в бюджет за I квартал 2009 года по этому налогу возросли по отношению к аналогичному периоду 2008 года на 42,1%, что свидетельствует об эффективности этой меры. Темпы роста производства потребительских товаров составили 112,5%. В течение отчетного квартала было создано около 50 новых предприятий по производству потребительских товаров;
  • предоставление льготных кредитов за счет целевых ресурсов на общую сумму в эквиваленте свыше 104 млрд. сумов для реализации 5 инвестиционных проектов. Кроме того, в I квартале т.г. коммерческими банками предоставлены льготные кредиты на сумму более 52 млрд. сумов на пополнение оборотных средств предприятиям-экспортерам, что позволило предотвратить возможный сбой производства отдельных предприятий в связи с временными трудностями по реализации их продукции на экспорт;
  • реализация мер по реструктуризации и финансовому оздоровлению на 187 предприятиях, в результате которых на них наблюдается улучшение показателей производственной и финансовой деятельности: 79 предприятий увеличили среднемесячные объемы производства и реализации по сравнению с прошлым годом более чем на 20%, на 71 предприятии ведутся работы по реконструкции и техническому перевооружению. На эти цели инвестировано 33,8 млрд. сумов и 7,2 млн. долларов. На базе неиспользуемых мощностей реструктуризируемых предприятий создано 67 новых предприятий.

III. Результативность мер по повышению конкурентоспособности отечественной продукции и стимулированию внутреннего спроса

Разработаны и осуществляются комплексные мероприятия по сокращению себестоимости производства на 563 предприятиях, входящих в состав 32 крупных хозяйственных объединений.

В рамках реализуемой Программы локализации объемы производства локализуемой готовой продукции, комплектующих изделий и материалов по 707 проектам на базе 249 предприятий составили 808,4 млрд. сумов, что в 1,3 раза больше показателя 2008 года. При этом эффект импортозамещения составил 296,9 млн .долларов или в 1,7 раза больше аналогичного периода 2008 года.

IV. Структурные преобразования и диверсификация экономики, ускорение процессов модернизации, технического и технологического перевооружения важнейших отраслей экономики

Меры по расширению ресурсной базы инвестиционной активности в сфере реального сектора экономики.

В I квартале т.г. в результате реализации мер по дальнейшему совершенствованию банковского дела, стимулированию привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческие банки значительно укреплена устойчивость банковской системы, характеризующаяся ростом совокупного капитала банков на 46,3%. Общий объем кредитных вложений в реальный сектор возрос на 34,5%. Объемы кредитов, предоставленных банками субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, возросли на 65,7%. Вклады населения в коммерческих банках возросли на 76,2%.

В рамках реализации Инвестиционной программы в I квартале текущего года объем освоенных капитальных вложений за счет всех источников финансирования составил 2,65 трлн. сумов и возрос в сопоставимых ценах на 31,4%. В разрезе источников сопоставимый прирост бюджетных средств составил 71,8%, средств внебюджетных фондов – 42,4%, кредитов банков и других заемных средств – 25,4%, собственных средств предприятий – 16,4%, населения – 10,3%. В структуре капитальных вложений сохраняется высокая доля средств предприятий и населения (56,2%), что свидетельствует об устойчивости инвестиционной активности.

Из общего объема капитальных вложений в экономику на производственное строительство направлено 72,4% инвестиций, в том числе на модернизацию – 33%.

Объемы освоенных иностранных инвестиций составили 418 млн. долларов, их доля в общем объеме инвестиций достигла 22,3%. При этом, объем прямых иностранных инвестиций составил 356,5 млн. долларов и вырос в 2,5 раза, а их удельный вес в общем объеме иностранных инвестиций и кредитов достиг 85,3%.

По итогам I квартала 2009 года введены в эксплуатацию 54 производственных объекта, в том числе в пищевой промышленности – 25, легкой промышленности – 8, производстве строительных материалов – 17, в сфере сельского и лесного хозяйства – 3. Увеличение объемов капитальных вложений обеспечило рост объема строительных работ за первый квартал т.г. в целом по республике на 12,1%.

В 2009 году в рамках программ развития, модернизации и технологического обновления ведущих отраслей экономики осуществляется реализация 148 инвестиционных проектов, из которых в текущем году предусмотрены к завершению 84 проекта. В I квартале 2009 года осуществлено финансирование указанных проектов на 98,7 млн. долларов. Завершена реализация проектов по строительству и вводу в эксплуатацию новой сырьевой мельницы на ОАО «Кувасайцемент», модернизации и техническому перевооружению текстильных предприятий ООО «Полвонтош текстиль» в Андижанской области и ИП «Озборн текстиль» в Ташкентской области. Ввод указанных объектов позволит увеличить заготовку 300 тыс. тн сырья для производства цемента, дополнительно производить 11,7 тыс. тн пряжи в год и обеспечить рабочими местами 400 человек.

В этом году впервые в Центральной Азии зарегистрированы 6 проектов на ОАО «Навоиазот» и ОАО «Максам-Чирчик» с применением механизма чистого развития в рамках Киотского протокола Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, предусматривающих внедрение экологически чистых технологий. В течение прошедшего квартала продолжилась активная проработка ряда инновационных проектов в сфере нефтегазохимии (производство синтетического жидкого топлива, сжиженного газа, полиэтилена и полипропилена), автомобилестроении, электроэнергетики (строительство ПГУ на ТЭС) и др.

Осуществляется проработка проектов, которые будут размещены во вновь создаваемой свободной индустриальной экономической зоне «Навои». В самой зоне начаты работы по обустройству и внешним коммуникациям.

В рамках мероприятий по модернизации электроэнергетики, сокращению энергоемкости и внедрению системы энергосбережения завершены тендерные торги и начата реализация проекта по модернизации Ташкентской ТЭС с внедрением парогазовой установки. Принимаются меры по совершенствованию системы учета и контроля потребления электрической энергии, в первую очередь, хозяйствующими субъектами. Проведенный эксперимент в 3 районах г. Ташкента по передаче функций сбора средств за электроэнергию частным операторским компаниям показал, что собираемость средств достигла 90%, а коммерческие потери сократились до 13%.

Результаты структурных преобразований в промышленности. В течение I квартала 2009 года опережающий рост производства промышленной продукции отмечен в отраслях, наиболее активно реализующих инвестиционные проекты: в топливной (118,3% к аналогичному периоду 2008 года), химической и нефтехимической (116,8%), машиностроении и металлообработке (115,5%), промышленности строительных материалов (122,9%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (115%), черной металлургии (112,3%).

Высокие темпы роста производства продукции в указанных отраслях обеспечены прежде всего за счет вновь введенных и модернизированных предприятий в рамках осуществляемой в стране технической модернизации и диверсификации производства.

V. Реализация программ строительства производственной и социальной инфраструктуры, благоустройства села

За отчетный период утвержден перечень дополнительных объектов производственной и социальной инфраструктуры, вводимых в 2009 году в сельской местности, а также мероприятия по ускорению реализации проектов по инфраструктурным объектам, включенным в Антикризисную программу.

В результате реализации проектов по мелиоративному улучшению орошаемых земель осуществлена очистка 3048,2 км межрайонной и внутрихозяйственной коллекторно-дренажной сети. Продолжены работы по оснащению подрядных специализированных организаций современной мелиоративной техникой. На выполнение работ по реконструкции и содержанию ирригационных систем, а также строительство водохранилищ в I квартале т.г. направлено 156,3 млрд. сумов.

Начаты работы по внедрению системы капельного орошения на общей площади 800 га – в Бухарской (54,3 га), Джизакской (291 га), Кашкадарьинской (200 га), Навоийской (50 га), Наманганской (50 га), Самаркандской (53 га) и Ферганской (100 га) областях. Начато строительство систем капельного орошения в Бухарской (54,3 га), Навоийской (10 га), Ферганской (11 га) областях.

В течение I квартала за счет средств государственного бюджета и международных финансовых институтов осуществлялась реализация 20 проектов в сфере водоснабжения и канализации. В целом по республике за отчетный квартал введено 237,7 км водопроводных и 249,1 км газовых сетей.

Ускоренными темпами проводились работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования международного и государственного значения, включая строительство участков Узбекской национальной автомагистрали.

В рамках дальнейшего развития социальной инфраструктуры в течение I квартала т.г. в сельской местности дополнительно введено в эксплуатацию 1219,8 тыс. кв. метров жилья, 220,6 км газовых и 202,9 км водопроводных сетей. Создана 91 строительно-ремонтная организация в сельской местности, которые будут осуществлять ремонт и строительство жилья, производственных и бытовых объектов «под ключ». В целях финансовой поддержки строительства типового жилья в сельской местности образован акционерно-коммерческий банк – «Кишлок курилиш банк» и сформированы источники его уставного фонда, позволяющие осуществлять масштабное строительство типового жилья на селе.

В I квартале т.г. в основном осуществлялась работа по созданию ресурсной, институциональной и организационной базы по реализации программы благоустройства села с тем, чтобы в последующие периоды создать условия для эффективной реализации основных задач программы.

Проведены работы по оснащению территориальных органов благоустройства современными специальными транспортными средствами, обеспечению местных бюджетов дополнительными финансовыми ресурсами для укомплектования городских и районных управлений благоустройства производственным персоналом.

Утверждены Правила организации работ по благоустройству городов и районных центров с учетом современных архитектурно-градостроительных требований и отраслевая тарифная сетка об оплате труда работников системы благоустройства с повышением тарифных ставок в среднем на 25%.

VI. Продолжение экономических реформ в сельском хозяйстве

К началу нового сельскохозяйственного года полностью завершены работы по укрупнению фермерских хозяйств и созданию условий для их эффективной деятельности. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продовольственных товарах увеличены посевные площади под зерновые колосовые культуры на 48,8 тыс.га, овощные культуры и картофель – на 14,6 тыс.га и нетрадиционные масличные культуры – на 12,4 тыс.га за счет уменьшения посевных площадей под хлопчатник на 75,8 тыс.га.

Приняты меры по созданию территориальных специализированных компаний «Мевасабзавоттайёрловсавдо» по заготовке, хранению и оптовой реализации плодоовощной продукции и картофеля, учредителями которых выступили 1285 перерабатывающих предприятий, агрофирмы, фермерские хозяйства, продовольственные (дехканские) рынки, коммерческие банки, транспортные и другие объекты рыночной инфраструктуры.

Разработаны территориальные программы, предусматривающие в течение 2010-2011 гг. создание 963 перерабатывающих предприятий, оснащенных мини-технологиями, в том числе по переработке плодоовощной продукции – 177, мясной – 209, молочной – 224, другой сельхозпродукции – 353.

В целях обеспечения создаваемых в регионах перерабатывающих предприятий необходимым сырьем (плодоовощной, мясомолочной и другими сельхозпродуктами), разработана Программа конкретных мер, в соответствии с которой в т.г. предусмотрено производство овощей в объеме 5510 тыс. тонн, плодов – 1477 тыс. тонн, винограда – 899,4 тыс. тонн, мяса – 1365 тыс. тонн (в живом весе) и молока – 5778 тыс. тонн.

По итогам I квартала 2009 года созданы 27 новых предприятий, использующих мини-технологии и компактное оборудование по переработке плодоовощной и мясомолочной продукции.

Отмечены положительные сдвиги в развитии животноводства в результате реализации программы мер по стимулированию увеличения поголовья скота в личных подсобных и дехканских хозяйствах, созданию сети сервисных услуг и укреплению кормовой базы животноводства. В рамках программы животноводства через аукционные торги реализовано 6146 голов племенного скота личным подсобным, дехканским и фермерским хозяйствам, завезены 1237 голов племенного скота из-за рубежа, 4992 коровы переданы малообеспеченным семьям на безвозмездной основе. Коммерческими банками и Фондом содействия занятости Министерства труда и социальной защиты населения выделено 8,4 млрд. сумов для приобретения крупного рогатого скота. Предприятиями произведено 170,6 тыс. тонн комбикормов.

В результате принятых мер общее количество КРС достигло 8008,3 тыс. голов или возросло на 108,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, объемы производства в сельском хозяйстве в целом выросли на 5,7%. Больше уровня первого квартала прошлого года произведено овощей (115,5%), мяса (106,7%), молока (106,8%) и яиц (112,6%).

VII. Ускоренное развитие сферы услуг и малого бизнеса

Принимаемые меры по снижению налогового и административного бремени на малый бизнес, реализации Антикризисной программы, а также других программ, обеспечивающих модернизацию экономики, ориентацию на внутренний рынок и поддержку отечественных товаропроизводителей, обеспечили дополнительную поддержку малого бизнеса.

За I квартал т.г. зарегистрированы 3769 новых малых предприятий, их общее количество за квартал (без учета фермерских хозяйств) возросло на 1,8%. Удельный вес малого бизнеса в ВВП возрос до 36,2% (35,1% в I квартале 2008 г.), в промышленности – 14,1% (11,6%), в сфере занятости – 73,7% (72,5%), в экспорте – 13,8% (12,5%). Темпы роста объемов промышленного производства в малом бизнесе составили 111,4%, что выше среднего по отрасли.

В течение 1 квартала в рамках реализации Программы развития сферы услуг и сервиса осуществлялись меры по сохранению устойчивой динамики темпов роста сферы услуг. Наиболее высокие темпы роста услуг достигнуты в финансово-банковских услугах – на 48,4%, в связи и информатизации – на 42,5%, торговле и общественном питании – на 18,1%.

Опережающее развитие получили услуги, оказываемые в сельской местности. В результате ввода 400 объектов розничной торговли, 89 объектов общественного питания и 817 предприятий по оказанию бытовых услуг обеспечено создание в сельской местности 33,1 тыс. рабочих мест. Доля услуг в сельской местности по всем видам составила 24% против 22% в первом квартале 2008 года.

Объемы оказанных услуг в целом по экономике возросли на 16,6%, а удельный вес этой сферы в ВВП составил 45,5% против 44,4% в I квартале 2008 года.

VIII. Занятость и доходы населения

За отчетный период создано 208,6 тысячи новых рабочих мест (170 тыс. в 1 квартале 2008г.), в том числе 148,2 тысячи – в сельской местности. При этом, благодаря реализации дополнительных мер Антикризисной программы создано 53,8 тысячи рабочих мест. В малом бизнесе создано 91,7 тысячи рабочих мест и в сфере услуг – около 54 тысяч. Свыше 31 тысячи рабочих мест создано в 30 районах с высоким уровнем незанятого населения.

Система стимулов для развития надомного труда, а также расширение кооперации между предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда позволила создать дополнительно более 50 тысяч рабочих мест, в том числе в кооперации с предприятиями – 23,1 тысячи и 27,5 тысячи рабочих мест на основании договоров подряда и семейного бизнеса. В целом надомничеством в республике охвачено более 280 тысяч человек.

Проведение активной политики на рынке труда способствовало росту занятости населения на 2,7% и количество занятых против уровня прошлого года увеличилось более чем на 293,2 тысячи человек, составив около 11 млн. человек.

Средняя номинальная начисленная заработная плата выросла на 40,2%, средний размер пенсии – на 51,9%. Денежные доходы населения за январь-февраль т.г. выросли на 21,5%.

Сохранение положительной динамики роста экономики страны и продолжение социальных преобразований в условиях продолжения мирового финансово-экономического кризиса обеспечено благодаря своевременному принятию руководством страны Антикризисной программы и реализации важнейших приоритетов программы социально-экономического развития страны, определенных Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на 2009 год. Важным аспектом дальнейшего устойчивого развития является полномасштабное осуществление во всех сферах экономики страны Антикризисной программы, направленной, прежде всего, на модернизацию экономики, поддержку отечественных товаропроизводителей и развитие малого бизнеса, стимулирование внутреннего спроса и обеспечение роста занятости и доходов населения, особенно в сельской местности.

Министерство экономики Республики Узбекистан
Госкомстат Республики Узбекистан