Сотрудники МВФ завершили виртуальный визит в Узбекистан
22/09/2020 - 15:50 3910
Пресс-релизы по окончании миссии включают заявления групп сотрудников МВФ, в которых излагаются предварительные выводы после посещения той или иной страны. Мнения, выраженные в настоящем заявлении, принадлежат сотрудникам фонда и не обязательно отражают мнения Исполнительного совета МВФ. Совет не будет проводить обсуждение по итогам этой миссии.
- Для смягчения экономических и социальных последствий пандемии COVID-19 в Узбекистане правительство предприняло фискальные меры, такие, как дополнительные расходы на здравоохранение и социальную помощь, а также налоговые льготы.
- Хотя экономический рост заметно замедлился, ожидается, что он будет умеренно положительным в этом году и наберет темпы в 2021 году по мере ослабления кризиса.
- Власти должны продолжать продвигать реформы для достижения более сильного, устойчивого, инклюзивного экономического роста и повышения уровня жизни.
Вашингтон, США
Миссия Международного валютного фонда во главе с г-ном Роном ван Руденом совершила виртуальный визит в Узбекистан в период с 24 августа по 17 сентября 2020 года для обсуждения экономической политики и развития. В конце миссии г-н ван Руден опубликовал следующее заявление:
"Узбекистан, как и большинство других стран, сильно пострадал от пандемии COVID-19, негативно сказавшейся на его народе и экономике. Власти быстро и решительно отреагировали на это, приняв меры по смягчению последствий пандемии, включая как меры по сдерживанию, так и по защите жизни и средств к существованию людей, в том числе через Антикризисный фонд, который был создан в начале кризиса.
Усилия властей по смягчению экономических последствий кризиса в основном состояли из фискальных мер, предусматривающих значительные дополнительные расходы на здравоохранение и социальную помощь, а также поддержку малого бизнеса, включая налоговые льготы. Центральный банк Узбекистана (ЦБУ) снизил свою процентную ставку с 16 до 14 процентов и предоставил достаточную ликвидность банковской системе, одновременно поощряя банки позволить пострадавшим секторам отсрочить погашение кредитов. С учетом мер фискального стимулирования и в сочетании с потерями от налоговых поступлений из-за снижения активности консолидированный бюджетный дефицит, по прогнозам, увеличится примерно с 2½ процента ВВП в 2019 году до почти 6 процентов ВВП в этом году (и почти 7½ процента ВВП, включая целевое кредитование). Международная финансовая поддержка, в том числе со стороны МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и других, поможет покрыть финансовые потребности, возникшие в результате кризиса.
При поддержке этих усилий экономический рост, хотя и заметно замедляется, все же обещает быть умеренно положительным в этом году, причем рост продолжится особенно в строительном секторе. Инфляция, хотя она все еще высока и составляет чуть более 11 процентов, постепенно снижается, и при относительно жесткой денежно-кредитной политике ожидается ее дальнейшее снижение в предстоящий период в соответствии с целевыми инфляционными показателями ЦБУ.
По мере ослабления мер сдерживания экономическая активность начала расти. При условии, что пандемия постепенно ослабнет в 2021 году, ожидается, что рост составит около 5 процентов в 2021 году. Однако неопределенность остается исключительно большой, и усиление или увеличение продолжительности пандемии создает крупные риски.
Учитывая неопределенность и хрупкость экономического восстановления, а также относительно умеренный уровень государственного долга, в 2021 году будет важно сохранить адекватную бюджетную поддержку, в том числе для уязвимых домохозяйств. Стимулирующие меры могут постепенно сворачиваться по мере восстановления экономики и набора ею оборотов. Твердая приверженность властей обеспечению среднесрочной бюджетной устойчивости и постепенному возвращению консолидированного дефицита примерно к 2 процентам ВВП в предстоящие годы дает уверенность в том, что государственный долг останется управляемым. В то же время усилия ЦБУ должны быть по-прежнему сосредоточены на дальнейшем снижении инфляции и обеспечении финансовой стабильности.
Хотя внимание властей было справедливо сосредоточено на решении кризиса COVID-19, они не упустили из виду вопросы реформ и среднесрочную цель достижения более сильного, устойчивого и инклюзивного экономического роста для повышения уровня жизни людей. Кризис подчеркнул необходимость дальнейшего продвижения реформ для реализации этих целей. Однако осуществление реформ и без того является сложной задачей в нормальных условиях, а в нынешних – тем более. Тем не менее власти продолжают добиваться прогресса, в частности в усилении экономических институтов, в том числе путем укрепления потенциала, особенно в Министерстве экономического развития и сокращения бедности, Министерстве финансов и ЦБУ. Кризис не должен задерживать реформирование государственных банков и государственных предприятий - в том числе путем совершенствования их управления - и аграрного сектора. По мере ослабления кризиса власти должны также продолжать снижать роль государства в экономике, открывать рынки, усиливать конкуренцию и улучшать бизнес-среду.
МВФ готов продолжать оказывать поддержку Узбекистану в этих усилиях, предоставляя, в случае необходимости, консультации по вопросам экономической политики, техническое и финансовое содействие.”
Департамент коммуникаций МВФ