Урбанизация – важный фактор устойчивого развития экономики и повышения благосостояния населения

22/01/2019 - 19:17 14806

В Узбекистане, в рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям, все шире используются новые инструменты и механизмы, обеспечивающие высокие темпы экономического роста страны с учетом мировой практики, к числу которых можно отнести переход к активной государственной политике урбанизации.

Урбанизация означает на латинском языке городской и измеряется определением доли численности городского населения страны и регионов. С процессом урбанизации связано обеспечение:

•    устойчивого экономического развития;

•    относительно высокого уровня и качества жизни населения;

•    эффективное использование земельных участков;

•    комплексное развитие городов путем сбалансированности экономических, социальных и экологических факторов и предпосылок;

•    решения приоритетных задач индустриально-инновационного развития и внедрения цифровой экономки;

•    оптимального сочетания развития больших, средних и малых городов;

•    формирования эффективных форм пространственной организации расселения через городские агломерации, создания в городах промышленных зон, технопарков, инновационных центров и др.;

•    широкомасштабной реализации строительства жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Анализ и обобщение мировой практики регулирования процессов урбанизации показали, что целенаправленная политика урбанизации в Японии, Республике Корея, Сингапуре, Китае, Индии и др., была обусловлена активной индустриализацией, стимулированием комплексного развития городов, эффективным использованием имеющегося потенциала, последовательным повышением благосостояния населения, созданием постоянных и устойчивых рабочих мест, проведением земельной реформы и созданием рынка земельных участков. Во многих странах мира наблюдается устойчивая тенденция к урбанизации, выступающая важным фактором стимулирования экономического роста и социального прогресса.

Результаты проведенных научных исследований подтвердили, что повышение уровня урбанизации на 1,0% обеспечило рост валового внутреннего продукта на душу населения в Китае на 10,%, в Индии – на 13,0%.

Согласно прогнозным оценкам ООН, к 2030 году доля городского населения в мире достигнет 60,4% против 55,3% в 2018 году. Относительно высокие темпы прироста городского населения будут наблюдаться и в развивающихся странах, где опережающий рост уровня урбанизации будет обусловлен, в основном, миграцией населения из села в город, естественным приростом городского населения.

За годы независимости в Узбекистане проделана определенная работа по развитию городов. Доля городского населения возросла с 40,3% в 1991 году до 50,6% в 2018 году, увеличившаяся, в основном, за счет административных преобразований сельских населенных пунктов в городские поселки (2009г.).

Вместе с тем в процессе урбанизации наблюдается ряд проблем:

- в системе мировых координат уровень урбанизации остается относительно низким. Согласно международному рейтингу ООН (отчет за 2018 г.), Узбекистан по уровню урбанизации занял 155-е место среди 233-х стран мира, при этом данный показатель составил в среднем: в мире – 55,3%, странах СНГ – 66,0%, России – 74,4%, Турции – 75,1%, Казахстане – 57,4%, Туркменистане – 51,6%;

- за последние 10 лет (2009–2018) наблюдается тенденция к снижению уровня урбанизации (с 51,7% до 50,6%) в 10 регионах из 13. Достаточно низкой остается урбанизация в Хорезмской (33,3%), Сурхандарьинской (35,5%), Бухарской (37,4%) и Самаркандской (37,4%) областях;

- с 2012 года по настоящее время численность городов (119 единиц) не изменилась, в них проживает 10,1 млн. Основу городской сети страны составляют малые города (68,1% от общей численности городов), на долю которых приходится 20,5% всего городского населения. Характерной чертой развития городов также является то, что почти четвертая часть городского населения (24,2%) проживает в столице – г. Ташкенте. Численность городских поселков, где проживают 6,4 млн. (38,7%), за рассматриваемый период возросла с 1065 до 1071 единицы. Достаточно большое количество городских поселков также можно отнести к особенностям структуры городских поселений республики;

- большинство малых городов и городских поселений организованы административным решением, и они не в полной мере отвечают градостроительным требованиям. По существу, население, занимаясь в основном сельскохозяйственным трудом, ведет типичный сельский образ жизни. По результатам обследования, для этих категорий городов характерными являются их монопрофильность, высокий уровень безработицы, изношенность объектов производственной и социальной инфраструктур, неудовлетворительное состояние транспортной коммуникации и сферы услуг, нехватка финансовых средств и квалифицированных кадров;

- за 2012–2018 гг. численность городского населения возросла на 1,4 млн.чел. (9,2% против 1,7 млн. в сельской местности – 11,9%). Основными факторами роста численности городского населения выступили естественное движение населения (102,0%), миграция (-13,4%) и административные территориальные преобразования (11,4%);

- основными причинами сложившегося уровня урбанизации являются: реализация преимущественно крупных инвестиционных проектов в добывающей промышленности, что не способствовало индустриализации городов; низкая мобильность сельского населения и высокий уровень внешней миграции; отсутствие целенаправленной политики урбанизации, направленной на комплексное и устойчивое развитие городов; 

- несоответствие разрабатываемых градостроительных документов и нормативно-правовой базы современным требованиям, ограниченность местных финансовых ресурсов и полномочий городских органов власти для обеспечения устойчивого развития промышленности и объектов инфраструктуры, недостаток квалифицированных рабочих и специалистов во всех отраслях экономики, отсутствие в разрезе каждого города долгосрочной стратегии социально-экономического развития, недостаточное уделение внимания запросам и потребностям городского населения органами власти; 

- недостаточный учет особенностей, характерных для отдельных категорий городов, места размещения при проектировании и реализации инвестиционных проектов, определенные погрешности в статистической отчетности в области учета реальной численности городского населения, особенно больших и крупных городов и др.

В целях преодоления имеющихся диспропорций и системных проблем, усиленной активизации процессов урбанизации как нового фактора обеспечения устойчивого развития, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем послании Олий Мажлису 28 декабря 2018 года поставил стратегическую цель – довести уровень урбанизации в стране до 60,0% к 2030 году.

Для решения поставленной цели Президентом принят Указ «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации» (10 январь 2019г.), предусматривающий основные направления и комплекс мер по целенаправленному государственному регулированию урбанизации и комплексному развитию городов страны.

К числу основных направлений совершенствования процессов урбанизации отнесены: реализация новой жилищной политики, сбалансированной с транспортной и социальной инфраструктурами; приватизация земельных участков юридическими и физическими лицами на правах частной собственности; стимулирование привлекательности городов для свободного перемещения населения; внедрение положительной зарубежной практики эффективного управления городами различных категорий; расширение сети городов – спутников, прилегающих к крупным городам с размещением культурно-деловых зон в их центральной части.

Следует отметить конкретные механизмы и инструменты реализации политики урбанизации. Прежде всего, это формирование необходимой законодательно-правовой базы путем разработки новых и поправки действующих законодательных актов, в т.ч. Земельного, Градостроительного и Жилищного кодексов, Закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» и др.
Учитывая социально-политическую значимость и определенную сложность организации процессов приватизации земельных участков до 1 июня 2019 года, предусмотрена разработка пакета нормативно-правовых актов, регулирующих данный процесс, всенародное их обсуждение до утверждения правительством. При этом, целесообразно, как говорится, семь раз отмерить, глубоко проанализировать мировую практику для принятия окончательного решения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, занятых под здания и сооружения, а также участков, прилегающих к ним. Важным также представляется разработка конкретного механизма налогообложения частных земельных участков.

Основными организационно-экономическими механизмами реализации активной политики урбанизации является:

- разработка Концепции урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года;

- разработка пакета документов по стратегическому планированию, долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны, регионов и городов, генеральной схемы расселения населения, схемы развития и размещения инфраструктурных объектов, генеральных планов с их увязкой в единую систему;

- создание Агентства урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан для проведения единой целенаправленной государственной политики в области урбанизации, координации различных министерств, ведомств и местных органов власти, ответственных за комплексное развитие городов по отдельным направлениям, включая научное, проектно-изыскательное обеспечение;

- проведение специального обследования (инвентаризации) по определению перспективных сельских населенных пунктов, городских поселков и малых городов, которые могут стать локомотивами урбанизационных процессов, а также средних и крупных городов, которые могут быть точками устойчивого развития экономики регионов;

- процессы урбанизации, наряду с жилищным строительством, должны быть увязаны непосредственно с индустриально-инновационным развитием городов с использованием цифровых технологий, рациональным размещением промышленных предприятий в городах, исходя из их потенциала, конкретизации инвестиционных программ и проектов в разрезе отдельных категорий городов;

- формирование городов – спутников вокруг г. Ташкента, областных центров, целенаправленное регулирование создаваемых городских агломераций;

- создание благоприятной инвестиционной среды и условий для размещения производственных и социальных объектов со статусом наиболее перспективных городов – лидеров экономического развития, формирование рынка земельных участков;

- повышение самостоятельности и ответственности хокимиятов городов за обеспечение их устойчивого развития, за счет эффективного использования природно-экономического потенциала, бюджетных и внебюджетных источников, а также создаваемого специального фонда урбанизации;

- эффективное использование созданных и намечаемых свободных экономических зон, особенно малых промышленных зон в целях активизации процессов урбанизации;

- совершенствование статистического учета численности городского населения путем их гармонизации с международными стандартами и рейтингами.

В целом активизация процессов урбанизации в Узбекистане создает новые возможности и источники экономического развития, существенного повышения благосостояния населения.

Турсун АХМЕДОВ, 
Заместитель директора Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан.