Краткая информация об изменениях ставок налогов и других обязательных платежей, а также отдельные вопросы налогообложения в 2016 году

13/01/2016 - 10:47 23953

Основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики на 2016 год были сформированы на основе  приоритетов, целей и задач, определенных Президентом Республики Узбекистан.  При этом, налоговая политика в 2016 году как и в предыдущие годы  была направлена на дальнейшее снижение налоговой нагрузки, упрощение системы налогообложения, укрепление доходной базы  Государственного бюджета и усилению мер налогового администрирования.

В связи с этим, принято постановление Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2015 года №ПП-2455 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2016 год», которое предусматривает:

Базовая ставка налога на прибыль юридических лиц сохранена на уровне 7,5 процентов в 2016 году, а  для коммерческих банков - 15 процентов (приложение №8, №ПП-2455 от 22.12.2015г.)

По юридическим лицам, оказывающим услуги  мобильной связи (сотовая компания) базовая ставка налога на прибыль в зависимости от уровня рентабельности. Так, при рентабельности до 20% ставка составляет 7,5%, а при рентабельности свыше 20% - ставка в размере 50% от суммы прибыли, превышающий 20-ти процентный уровень рентабельности.

Для юридических лиц, получающих доходы от проведения аукционов, организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие гастрольно-концертной деятельностью, ставка налога на прибыль установлена  в размере 35 процентов к налогооблагаемой базе.

Для предприятий-экспортеров по налогу на прибыль сохранена действовавшая в 2015 году регрессивная шкала налогообложения в зависимости от доли экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации, за исключением сырьевых товаров, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года № УП-1871. При доле экспорта:

— от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации — установленная ставка снижается на 30 процентов;

— от 30 и более процентов в общем объеме реализации — установленная ставка снижается на 50 процентов.

Сохранена ставка налога на доходы, которая выплачивается в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан в размере 10 процентов.

Предусмотрено снижение ставки налога на доходы физических лиц по второй шкале налогообложения с 8,5 до 7,5 процентов. При этом шкала налогообложения по группам облагаемых доходов физических лиц  определяется исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года — на 1 января 2016 года (130 240 сумов), и не пересматривается в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

Для исчисления суммы налога на доходы физических лиц размер минимальной заработной платы учитывается нарастающим итогом с начала года (сумма минимальных заработных плат за каждый месяц соответствующего периода с начала года).

Сумма налога на доходы физических лиц, рассчитанная исходя из установленных ставок, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму обязательных ежемесячных взносов, перечисляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, исчисляемых в размере 1 процента от доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, за вычетом дохода, облагаемого по «0» ставке (одной минимальной заработной платы).

Для целей налогообложения отдельных доходов физических лиц, облагаемых по минимальной ставке в соответствии с законодательством, минимальная ставка принимается в размере 7,5 процентов (см.приложение №9).

Снижена ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий  с 6% до 5% (приложение №10-1), что позволит  стимулировать рост объемов в сфере услуг и обеспечит  реализацию Программы развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012-2016 годы, утвержденной Постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 мая 2012 года №ПП – 1754;

Снижена ставка единого налогового платежа для юридических лиц, оказывающих услуги по таможенному оформлению (таможенные брокеры),  с 6 до 5 процентов (приложение №10-1).

Для микрофирм и малых предприятий — экспортеров по единому налоговому платежу сохранена действовавшая в 2015 году регрессивная шкала налогообложения в зависимости от доли экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации, за исключением сырьевых товаров, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года № УП-1871. При доле экспорта:

— от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации — установленная ставка снижается на 30 процентов;

— от 30 и более процентов в общем объеме реализации — установленная ставка снижается на 50 процентов (приложение №10-1).

Сохранена для микрофирм и малых предприятий, получающих доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие гастрольно-концертной деятельностью, а также для ломбардов ставка единого налогового платежа  на уровне 2015 года в размере 30 процентов к налогооблагаемой базе (приложение №10-1).

Для микрофирм и малых предприятий, являющихся заготовительными организациями, брокерскими конторами  (за исключением осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг), а также предприятиями, оказывающими посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг, ставка единого налогового платежа сохранена в размере 33 процентов к налогооблагаемой базе, а  осуществляющие брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, ставка единого налогового платежа в размере 13 процентов к налогооблагаемой базе. При этом для этих микрофирм и малых предприятий налогооблагаемая база определяется в виде суммы вознаграждения (валового дохода) (приложение №10-1).

Для предприятий, специализирующихся на предоставлении в аренду стационарных торговых точек (доходы от предоставления в аренду составляют более 60%) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров, ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2015 года в размере 30 процентов к налогооблагаемой базе (приложение №10-1).

Сохранена для предприятий общественного питания ставка единого налогового платежа в размере 10 процентов к налогооблагаемой базе, а для специализированных предприятий общественного питания, обслуживающих общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения – в размере 8 процентов к налогооблагаемой базе (приложение №10-2).

Для предприятий розничной торговли (за исключением розничных аптечных организаций), расположенных в:

городах с численностью населения 100 тысяч и более человек — ставка единого налогового платежа сохранена в размере 4 процентов;

других населенных пунктах — ставка единого налогового платежа сохранена в размере 2 процентов;

труднодоступных и горных районах — ставка единого налогового платежа сохранена в размере 1 процента (приложение №10-2).

Для предприятий торговли, осуществляющих оптовую торговлю, оптово-розничную торговлю (кроме аптечных организаций) ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2015 года в размере 5 процентов (приложение №10-2).

По товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа ставка единого налогового платежа установлена в размере 4% (приложение №10-2).

Ставка единого налогового платежа установлена для оптовых и розничных аптечных организаций, расположенных в:

городах с численностью населения 100 тысяч и более человек — в размере 3 процентов;

других населенных пунктах — в размере 2 процентов;

труднодоступных и горных районах — в размере 1 процента (приложение №10-2).

Сохранен порядок, в соответствии с которым, если предприятия розничной торговли имеют несколько торговых точек, не являющихся самостоятельными юридическими лицами и расположенных в разных населенных пунктах, по которым установлены различные ставки единого налогового платежа, то они должны вести раздельный учет товарооборота по каждой торговой точке и уплачивать единый налоговый платеж по ставкам, установленным для этих населенных пунктов (приложение №10-2).

При этом, сохранен порядок для всех плательщиков единого налогового платежа (за исключением предприятий розничной торговли), когда установленная единая база для исчисления минимального размера единого налогового платежа рассчитывается исходя из трехкратной суммы земельного налога, исчисляемого исходя из занимаемой ими площади земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Для предприятий, осуществляющих деятельность по организации лотерей (в рамках данного вида деятельности), ставка единого налогового платежа сохранена в размере 33 процентов к налогооблагаемой базе (приложение №10-3).

Ставки фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ставки фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей, утверждены в приложениях 11 и 12 к данному  постановлению Президента Республики Узбекистан.

Ставка налога на добавленную стоимость сохраняется в размере 20 процентов.

Увеличены  ставки акцизного налога на производимую  алкогольную продукцию от 5% до 25%, сигареты - на 50%, масло растительное – на 5% (приложение №13-1).

Утверждены ставки акцизного налога на ввозимую продукцию в приложении №13-2 данного постановления.

Унифицированы ставки налога за пользование недрами (по нерудным строительным материалам), которые приведены  в приложении №15 к данному  постановлению Президента Республики Узбекистан.

Ставки налога на сверхприбыль приведены в приложении №17 к данному постановлению. При этом проиндексированы расчетные цены налогооблагаемой базы налога на сверхприбыль.

Проведена индексация ставок, установленных в фиксированных размерах, в том числе земельного налога и налога за пользование водными ресурсами и налога на имущество физических лиц - на 15% (приложения №14,19,20);

Увеличена ставка налога на имущество юридических лиц с 4% до 5% (приложение №18);

Ставка налога на имущество физических лиц ( за исключением, с общей площадью свыше 200 кв.м) в соответствии с приложением № 19 к данному  постановлению установлена в размере 1,5 процента к инвентаризационной стоимости имущества.

В 2015 году отдельные ставки по налогу на имущество физических лиц на жилые дома и квартиры, расположенные в городах с общей площадью свыше 200 кв.м до 500 кв.м увеличены с 1,6 до 1,8 процента и свыше 500 кв.м — с 2,2 до 2,5 процента.

По жилым домам и квартирам, расположенным в прочих населенных пунктах  с общей площадью свыше 200 кв. м – 1,8процента (новая норма).

С 1 января 2016 года условная стоимость имущества (при отсутствии инвентаризационной стоимости, определенной органами по оценке имущества физических лиц для взимания налога) установлена в г. Ташкенте и областных центрах в размере 20 328,0 тыс. сумов, а в других городах и сельской местности — в размере 8 833,0 тыс. сумов.

По вновь возведенным жилым домам, не зарегистрированным в установленном порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, налог на имущество с физических лиц взимается исходя из двукратного размера условной стоимости имущества (приложения №19).

В целях применения льготы по налогу на имущество для отдельной категории физических лиц, предусмотренных законодательством, необлагаемая площадь устанавливается в размере 60 кв.м от общей площади (приложения №19).

При использовании физическими лицами объектов налогообложения для предпринимательской деятельности либо при сдаче их в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также при переводе физическими лицами объектов жилого фонда в категорию нежилого фонда или приобретения ими в собственность объектов нежилого фонда (здания, помещения в здании) налог на имущество физических лиц уплачивается по ставке, установленной для юридических лиц (приложения №19).

Снижена ставка единого земельного налога с 6 процентов до 0,95 процентов, в связи с проведенной переоценкой нормативной стоимости сельхозугодий и с целью сохранения уровня налогообложения фермерских хозяйств (приложение №21);

Ставка обязательных страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд на 2016 год увеличена с 7% до 7,5%.

Ставка налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры сохранена в размере 8 процентов от чистой прибыли (приложение №22).

Ставки налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств установлены в следующих размерах:

за потребление бензина – 335 сум за 1 литр, 445 000 сум за 1 тонну;

за потребление дизельного топлива – 335 сум за 1 литр, 407 025 сум за 1 тонну;

за потребление сжиженного газа – 230 сум за 1 литр;

за потребление сжатого газа – 275 сум за 1 куб. метр.

При этом   налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств исчисляется из расчета за 1 литр при реализации бензина и дизельного топлива через автозаправочные станции, а в остальных случаях из расчета за 1 тонну.

Сохранены ставки сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров (алкогольной продукцией и изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней).

Сбор за право оказания платных услуг по временному хранению автотранспортных средств сохранен на уровне 2015 года.

В абзаце первом пункта 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 28 января 2009 года №ПП-1050 «О дополнительных мерах по стимулированию расширения производства отечественных непродовольственных потребительских товаров» слова «до 1 января 2016 года» заменить словами «до 1 января 2018 года» (см. пункт 4 приложения №36 данного постановления Президента Республики Узбекистан).

В пункте 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 28 марта 2011 года № ПП-1512 «О дополнительных мерах по стимулированию ускоренного развития предприятий текстильной промышленности» (см. пункт 8 приложения №36 данного постановления Президента Республики Узбекистан):

в абзаце первом слова «до 1 января 2016 года» заменить словами «до 1 января 2018 года»;

из абзаца второго слова «реализующих 80 и более процентов объема своей продукции, в том числе полуфабрикаты (пряжу, ткани, трикотажное полотно и отходы хлопкопрядения) за свободно конвертируемую валюту» исключить.

В пункте 11 постановления Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2011 года №ПП-1633 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации управления и развитию пищевой промышленности республики в 2012-2015 годах» слова «до 1 января 2016 года» заменить словами «до 1 января 2019 года» (см. пункт 9 приложения №36 данного постановления Президента Республики Узбекистан).

Сохранена ставка единого социального платежа для микрофирм и малых предприятий, а также фермерских хозяйств, которая  установлена в размере 15 процентов к Фонду оплаты труда, а для остальных плательщиков  в размере 25 процентов (см. приложение №25).

По обязательным отчислениям во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан от объема реализации товаров (работ, услуг) ставка сохранена на уровне 2015 года в размере 1,6 процента.

Ставка обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан от объема реализации товаров (работ, услуг) сохранена на уровне 2015 года в размере 1,4 процента.

Ставка обязательных отчислений в Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан от объема реализации товаров (работ, услуг) сохранена на уровне 2015 года в размере 0,5 процента.

Установлены минимальные размеры налоговой задолженности для обращения взыскания на имущество налогоплательщиков в приложении №28 к данному постановлению.

Плата за использование абонентского номера, уплачиваемая юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями), установлена в размере 1500 сум в месяц с распределением средств согласно приложению № 27 к данному постановлению.

С 1 января 2016 года размер специальной инвестиционной надбавки к оптово-отпускной цене на природный газ, реализуемый АК «Узтрансгаз» автомобильным газонакопительным компрессорным станциям (включая юридических лиц, имеющих на балансе автомобильные газонаполнительные компрессорные станции), не подлежащей налогообложению установлен в сумме 500 сум за куб.м.

Кроме того, принят закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлении налоговой н бюджетной политики на 2016 год» от 31 декабря 2015 года за №ЗРУ-398, который направлен на совершенствование налогового администрирования. Данным законом внесены в Налоговый кодекс Республики Узбекистан следующие изменения и дополнения:

В  части девятой статьи 52 слова «и фиксированного налога» заменены словами «фиксированного налога и страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд»;

Часть вторая статьи 59 изложена в следующей новой редакции:

«К мерам по обеспечению исполнения обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей относятся:

для юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в части предпринимательской деятельности - требование о погашении налоговой задолженности, направляемое им органом государственной налоговой службы не позднее трех рабочих дней после истечения срока уплаты налогов и других обязательных платежей;

для физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей в части предпринимательской деятельности, - обращение органа государственной налоговой службы в суд с заявлением о взыскании с физического лица налоговой задолженности после истечения сроков исполнения налоговых обязательств, за исключением случаев, когда сумма налоговой задолженности меньше установленного законодательством минимального размера для обращения взыскания на имущество»;

В статье 61 части первая и вторая после слов «юридическим лицом» дополнены словами «а также индивидуальным предпринимателем в части предпринимательской деятельности», а  часть третья исключена.

В статье 62  в части второй слово «налогоплательщиком» заменено словами «юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем в части предпринимательской деятельности».

часть третья изложена в следующей новой редакции:

«Меры принудительного взыскания налоговой задолженности применяются к физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей в части предпринимательской деятельности, на основании судебных актов судебными исполнителями в порядке, установленном законодательством, и на них не распространяются положения статей 63-65 настоящего Кодекса».

При этом, часть четвертая исключена, а часть пятая считается частью четвертой.

В части девятой статьи 84 слова «зарегистрированных в депозитариях» заменены словами «зарегистрированных им и инвестиционными посредниками».

Часть вторая статьи 96 изложена в следующей новой редакции:

«Орган государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках в случаях:

воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения;

отсутствия налогоплательщика по заявленному адресу;

непредставления в установленный срок налогоплательщиком налоговой и (или) финансовой отчетности, обоснования расхождений либо уточненной налоговой отчетности по результатам камерального контроля».

В  абзаце втором части первой статьи 114 слово «стоимости» заменено словами «20 процентов от стоимости».

Подпункт «ж» пункта 5 статьи 143 изложен в следующей  редакции:

«ж) доплаты к отпуску и материальная помощь, предусмотренная статьей 173 настоящего Кодекса»

Пункт 19 статьи 145 изложен в следующей новой редакции:

«19) оплата услуг банка, Центрального депозитария ценных бумаг и профессиональных участников рынка ценных бумаг»;

В пункте 13 статьи 147 слова «в статье 145» заменены словами «в статьях 143 и 145»;

Пункты 5 и 7 статьи 152 исключены.

В статье 155, абзац второй, пункта 3, части третьей изложен в следующей редакции:

«акций (за исключением акций, реализуемых на фондовой бирже), доли (пая) в уставном фонде (уставном капитале) юридических лиц - резидентов Республики Узбекистан»;

часть девятая исключена;

части десятую - двадцать вторую считать соответственно частями девятой - двадцать первой;

часть восемнадцатая  исключена;

части девятнадцатую - двадцать первую считать соответственно частями восемнадцатой - двадцатой;

в части восемнадцатой слова «в частях двенадцатой, пятнадцатой, шестнадцатой н восемнадцатой» заменить словами «в частях одиннадцатой, четырнадцатой, пятнадцатой и семнадцатой».

Часть пятнадцатая статьи 155¹ изложена в следующей редакции:

«Возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль юридических лиц по доходам нерезидентов Республики Узбекистан осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан».

Часть вторая статьи 158 дополнена пунктом 6 следующего содержания:

«6) от реализации эмиссионных ценных бумаг на фондовой бирже».

Часть третья статьи 165 изложена в следующей редакции:

«При неудержании источником выплаты суммы налога на прибыль юридических лиц или при неправомерном применении положений международного договора Республики Узбекистан, повлекшем неудержание либо неполное удержание данного налога, резидент Республики Узбекистан или нерезидент Республики Узбекистан, осуществляющий деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, обязан внести в бюджет сумму неудержанного налога на прибыль юридических лиц и связанную с ним сумму пени в соответствии с законодательством».

Пункт 4 статьи 173 изложен в следующей редакции:

«4) доплаты к отпуску и материальная помощь, не указанная в пункте 16 статьи 178 настоящего Кодекса».

Абзац пятый, пункта 16 статьи 178 изложен в следующей редакции:

«в виде выплат на рождение ребенка, вступление в брак работника либо его детей».

В статье 179 абзац четвертый пункта 1 изложить в следующей редакции:

«в других случаях, указанных в статье 178 настоящего Кодекса, - до двенадцатикратного размера минимальной заработной платы за налоговый период»;

абзац второй пункта 11 изложить в следующей редакции:

«ценных бумаг (за исключением эмиссионных ценных бумаг, реализуемых на фондовой бирже), долей (паев) в уставном фонде (уставном капитале) юридических лиц»;

абзац третий пункта 30 после слова «застройщиками» дополнить словами «а также членами их семей, являющимися со заёмщиками по указанным кредитам».

В третьем предложении части пятой статьи 186 слова «При последующем представлении справки или идентификационного номера» заменены словами «При представлении справки и идентификационного номера налогоплательщика».

Пункт 2 статьи 187 дополнен предложением следующего содержания:

«Нерезидентами Республики Узбекистан, осуществляющими деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанных налогов на доходы физических лиц по итогам года предоставляются до 25 марта года, следующего за отчетным».

Из пункта 14 статьи 208 слово «иностранных» исключено.

Пункт 5 статьи 209 изложен в следующей редакции:

«5) открытие и ведение счетов депо ценных бумаг юридических и физических лиц, включая инвестиционных посредников».

Часть первая статьи 220 дополнена абзацем пятым следующего содержания:

«по тепловой энергии, отпускаемой населению сверх утвержденных норм потребления на горячее водоснабжение (при отсутствии приборов учета) и центральное отопление».

Статья 222 дополнена частью второй следующего содержания:

«Счет-фактура может составляться в бумажной форме или в виде электронного документа»;

части вторую - четырнадцатую считать соответственно частями третьей - пятнадцатой;

в части четвертой слово «второй» заменить словом «третьей».

Текст статьи 227 изложен в следующей редакции:

«Излишне уплаченная сумма налога на добавленную стоимость при отсутствии у налогоплательщика задолженности по другим налогам возвращается налогоплательщику в соответствии с главой 10 настоящего Кодекса.

Превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за отчетный период засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае сохранения превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога по итогам налогового периода, данное превышение переносится на следующий налоговый период и засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Превышение суммы налога на добавленную стоимость, образовавшейся за счет оборота, облагаемого по нулевой ставке, возвращается в следующей очередности, путем:

погашения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии со статьей 207 настоящего Кодекса;

погашения имеющейся у налогоплательщика налоговой задолженности по другим налогам;

перечисления денежных средств на банковский счет налогоплательщика.

Погашение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии со статьей 207 настоящего Кодекса, или погашение имеющейся у налогоплательщика налоговой задолженности по другим налогам осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 56 настоящего Кодекса.

Превышение суммы налога на добавленную стоимость, образовавшейся за счет оборота, облагаемого по нулевой ставке, сохранившееся после возврата в соответствии с частью пятой настоящей статьи, может быть возвращено на банковский счет налогоплательщика на основании его письменного заявления в порядке, предусмотренном статьей 228 настоящего Кодекса, при условии, что заявление подано в срок не позднее двенадцати месяцев после окончания того отчетного периода, в котором образовалось превышение».

В статье 228  из пункта 4 части третьей слово «газоснабжению» исключено;

часть четвертая изложена в следующей редакции:

«Порядок рассмотрения письменного заявления о возврате суммы налога на добавленную стоимость, определения суммы превышения, подлежащей возврату, и перечисления средств на счет налогоплательщика в соответствии с настоящей статьей устанавливается Министерством финансов Республики Узбекистан и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан».

В тексте статьи 238 слово «квартал» заменено словом «месяц»;

Текст статьи 239 изложен в следующей редакции:

«Расчет акцизного налога представляется в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за налоговым периодом»;

В статье 240 части первую — четвертую исключить;

части пятую — седьмую считать соответственно частями первой – третьей.

Часть десятая статьи 277 изложена в следующей редакции:

«Платежное извещение об уплате налога на имущество физических лиц вручается налогоплательщикам органом государственной налоговой службы ежегодно не позднее 1 мая под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения платежного извещения».

Часть первая статьи 291 изложена в следующей редакции:

«За земельные участки, используемые для предпринимательской деятельности, либо при сдаче в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю жилых домов, дачных строений, индивидуальных гаражей и иных строений, сооружений, помещений, а также за земельные участки, занятые под нежилыми помещениями, находящимися в собственности физических лиц, земельный налог взимается с физических лиц по ставкам, установленным для уплаты земельного налога с юридических лиц, и льготы, указанные в статье 290 настоящего Кодекса, на них не распространяются, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи».

Часть четвертая статьи 293 изложена в следующей редакции:

«Платежное извещение с указанием суммы земельного налога и сроков  его уплаты вручается физическим лицам органами государственной налоговой службы ежегодно не позднее 1 мая под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения платежного извещения».

Часть пятая статьи 300 изложена в следующей редакции:

«Текущие платежи не уплачиваются налогоплательщиками, имеющими налогооблагаемую базу за отчетный период до двухсоткратного размера минимальной заработной платы».

В части второй статьи 309 слово «квартал» заменено словом «месяц».

В статье 310 часть третья изложена в следующей редакции:

«Расчет единого социального платежа и страховых взносов представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета нарастающим итогом ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности. Нерезидентами Республики Узбекистан, осуществляющими деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, расчет единого социального платежа и страховых взносов по итогам года представляется до 25 марта года, следующего за отчетным»;

в части четвертой слова «не позднее 10 числа следующего месяца» заменить словами «не позднее сроков представления расчетов».

Часть вторая статьи 311 изложена в следующей редакции:

«Члены дехканских хозяйств, созданных с образованием и без образования юридического лица, уплачивают страховые взносы в сумме не менее четырех с половиной кратного размера минимальной заработной платы в год. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает страховые взносы в обязательном порядке, а другие члены - на добровольной основе. Уплата установленного размера страховых взносов засчитывается за год при исчислении трудового стажа члена дехканского хозяйства».

В статье 329, пункт 28 изложен в следующей редакции:

«28) уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг - по искам в целях защиты прав и интересов инвесторов, владельцев ценных бумаг и государства»;

дополнить пунктами 38 и 39 следующего содержания:

«38) юридическое лицо, на которого в соответствии с законодательством возложены функции заказчика при строительстве индивидуального жилья по договору с индивидуальным застройщиком в сельской местности по типовым проектам, - по искам о разрешении споров с индивидуальными застройщиками по вопросам строительства индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности;

39) коммерческие банки, на которые в соответствии с законодательством возложена выдача льготных кредитов на строительство индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам, - по искам о взыскании кредиторской задолженности заемщиков по льготным ипотечным кредитам, выданным для строительства индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности».

Пункт 20 статьи 330 изложен в следующей редакции:

«20) уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг - по искам в целях защиты прав и интересов инвесторов, владельцев ценных бумаг н государства».

Статью 354  дополнить частью пятой следующего содержания:

«Юридические лица, указанные в части первой статьи 352 настоящего Кодекса, вправе перейти на уплату налога на добавленную стоимость на добровольной основе с начала отчетного года без представления письменного уведомления в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета»;

части пятую - седьмую считать соответственно частями шестой - восьмой.

Для подробного изучения о принятых изменениях и дополнениях в налоговое и иное законодательство полагали бы целесообразным налогоплательщикам  прочитать  постановление Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2015 года №ПП-2455 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2016 год» и  Закон Республики Узбекистан  «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлении налоговой н бюджетной политики на 2016 год» от 31 декабря 2015 года за №ЗРУ-398.