О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития регионов

10/08/2017 - 11:35 12671

Постановление Президента Республики Узбекистан 
 
За короткий период принят ряд важнейших государственных и территориальных программ, актов законодательства, направленных на ускоренное социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны, создание достойных условий жизни для населения, в первую очередь в сельской местности, а также реализацию созидательного потенциала граждан в осуществлении реформ. 

Основанием для принятия указанных программ и актов явились результаты целенаправленных мер по всестороннему и глубокому изучению реального положения дел на местах с широким привлечением сенаторов и депутатского корпуса, представителей сходов граждан, средств массовой информации и других институтов гражданского общества, внедрению качественно новой и эффективной формы прямого диалога с народом. 

На данном этапе важнейшим условием достижения намеченных целей является обеспечение безусловного, своевременного и качественного исполнения мер, предусмотренных в более чем 20 законах, 180 указах и 450 постановлениях Президента Республики Узбекистан, принятых в рамках практической реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. 

Вместе с тем действующая система организации работы и оценки деятельности органов государственного и хозяйственного управления, а также органов исполнительной власти на местах не позволяет эффективно решать поставленные задачи. В частности: 

во-первых, уровень взаимодействия центральных органов исполнительной и представительной власти с органами государственной власти на местах не обеспечивает слаженную работу по решению назревших проблем в регионах. Зачастую их деятельность носит фрагментарный характер и сводится лишь к выполнению отдельных поручений. При этом не проявляется должная инициатива по решению накопившихся проблем на местах; 

во-вторыхотсутствие эффективной координации служебных командировок в регионы должностных лиц органов исполнительной и представительной власти приводит к дублированию осуществляемых мер и, как следствие, отвлекает органы государственной власти на местах от выполнения основных функциональных обязанностей

в-третьих, практика оценки хода социально-экономических реформ не основывается на критическом анализе реального состояния дел на местах, самое главное, не дается принципиальная оценка тому, насколько достигнутые экономические показатели положительно отражаются на качестве жизни населения. Оторванность республиканских государственных органов от территорий не позволяет вырабатывать обоснованные и всесторонне продуманные программы социально-экономического развития территорий с учетом их специфики, уровня развития и потребностей; 

в-четвертых, действующие механизмы формирования и распределения средств Республиканского и местных бюджетов, разработки и реализации инвестиционных программ не обеспечивают адресное, своевременное и сбалансированное финансирование, прежде всего наиболее приоритетных проектов

в-пятых, организация целенаправленной работы по реализации важнейших программ социально-экономического развития регионов зачастую подменяется многочисленными совещаниями и принимаемыми по их итогам непродуманными решениями

Об этом свидетельствуют поступившие в Виртуальную и Народные приемные Президента Республики Узбекистан более одного миллиона обращений, в которых подняты жизненно важные вопросы в сфере обеспечения доступным жильем и занятости населения, оказания качественных коммунальных услуг, здравоохранения, образования и другие

В целях безусловной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, коренного совершенствования форм и методов организации работы и отчетности, в первую очередь перед общественностью, повышения качества и уровня жизни населения, решительного искоренения проявлений безответственности руководителей государственных органов и всесторонней поддержки инициатив органов государственной власти на местах: 

1. Обратить внимание Кабинета Министров, руководителей органов государственного и хозяйственного управления, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, районов (городов) на серьезные недостатки в организации исполнения мероприятий и поручений, предусмотренных в решениях Президента Республики Узбекистан, а также отсутствие ожидаемых результатов принимаемых мер. 

Предупредить указанных руководителей о персональной ответственности за безусловную и эффективную реализацию задач, определенных в актах Президента Республики Узбекистан. 

2. Принять предложения палат Олий Мажлиса, Кабинета Министров Республики Узбекистан, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о внедрении совершенно новой системы организации работ на местах, предусматривающей: 

разделение территорий Республики Каракалпакстан, областей, районов, городов на секторы по комплексному социально-экономическому развитию, возглавляемые соответственно председателем Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, районов (городов), руководителями территориальных органов прокуратуры, внутренних дел и государственной налоговой службы (далее – секторы)

возложение ответственности и наделение полномочиями руководителей секторов по организации и решению задач комплексного социально-экономического развития территорий, в том числе насущных проблем населения

закрепление за Премьер-министром Республики Узбекистан и его заместителями регионов согласно приложению № 1

внедрение Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан эффективных форм парламентского контроля за реализацией реформ в сфере здравоохранения

внедрение Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан эффективных форм парламентского контроля за реализацией комплексных мер по профилактике и раннему предупреждению правонарушений

Рекомендовать Кенгашам Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан: 

осуществить закрепление за регионами депутатов и сенаторов, ответственных за системное и всестороннее изучение, обобщение и разработку мер, направленных на обеспечение успешной реализации реформ; 

утвердить типовой порядок организации работы по внедрению эффективных форм парламентского контроля за реализацией реформ в сфере здравоохранения и мер по профилактике и раннему предупреждению правонарушений, предусмотрев в нем систему периодической отчетности соответствующих должностных лиц, в первую очередь перед населением, критерии оценки их деятельности, а также меры ответственности за ненадлежащее выполнение возложенных задач

3. Определить основными задачами руководителей секторов: 

во-первых, проведение целенаправленных мероприятий по выявлению и решению проблем в сфере жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, энерго-, водо- и теплоснабжения, транспортного сообщения, архитектуры, строительства доступного жилья, благоустройства и озеленения территорий, формирования образцовых махаллей и товариществ частных собственников жилья

во-вторыхреализацию действенных мер по обеспечению адресности социальной защиты, стабильности цен на потребительском рынке, эффективного функционирования объектов социальной сферы, прежде всего учреждений здравоохранения, образования и других

в-третьихреализацию комплексных мер по ускоренному экономическому развитию территорий, в том числе эффективному использованию их природного, экономического и человеческого потенциала, рациональному использованию незавершенных строительством объектов, неиспользуемых производственных и земельных площадей, расширению доходной части местных бюджетов и экспортных возможностей региона, созданию современной рыночной инфраструктуры на местах, развитию сферы услуг, туризма, оказанию практического содействия субъектам предпринимательства и созданию новых рабочих мест

в-четвертыхпринятие мер по целевому использованию земель, выделенных для дехканских хозяйств, приусадебных участков, развитию плодоовощеводства, животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства и других видов деятельности, содействие фермерским хозяйствам в организации сельскохозяйственного производства

в-пятыхорганизацию во взаимодействии с органами самоуправления граждан и другими институтами гражданского общества действенной работы по профилактике и раннему предупреждению правонарушений, особенно среди несовершеннолетних и молодежи

4. Установить, что организация работы секторов осуществляется по принципу «махалля – район (город) – область – республика» согласно Схеме организации работы секторов по комплексному социально-экономическому развитию районов (городов) и регионов, приведенной в приложении № 2, предусматривающей: 

выявление на основе подворного обхода и встреч с населением актуальных проблем на самом низовом уровне – махалле, принятие конкретных мер по их устранению непосредственно на месте, подготовку и внесение предложений для включения в программу по развитию района (города); 

разработку, утверждение и реализацию «дорожных карт» по социально-экономическому развитию районов (городов) на основе всестороннего глубокого анализа и обобщения выявленных проблем в махаллях, внедрение системы отчетности на сессиях Кенгашей народных депутатов районов (городов), осуществление контроля за исполнением принятых решений, подготовку и внесение предложений для включения в программу по развитию Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также привлечения должностных лиц к ответственности; 

разработку, утверждение и реализацию «дорожных карт» по социально-экономическому развитиюРеспублики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на основе всестороннего глубокого анализа и обобщения выявленных проблем в районах (городах), внедрение системы отчетности на сессиях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента, осуществление контроля за исполнением принятых решений, подготовку и внесение предложений для включения в государственные, территориальные, в том числе инвестиционные программы Республики Узбекистан, а также привлечения должностных лиц к ответственности; 

проведение Кабинетом Министров Республики Узбекистан всестороннего критического анализа и обобщения эффективности реализации «дорожных карт» регионов, а также разработку, утверждение и реализацию государственных, территориальных, в том числе инвестиционных программ Республики Узбекистан, внедрение системы ежеквартальной отчетности перед Президентом Республики Узбекистан, осуществление контроля за исполнением принятых решений, организацию разработки проектов решений правительства по устранению системных проблем на местах, внесению предложений о привлечении должностных лиц к ответственности. 

5. Определить, что заслушивание отчетов руководителей секторов на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента, районов (городов) осуществляется ежеквартально с участием закрепленных за каждой территорией ответственных должностных лиц, депутатов и сенаторов

Рекомендовать Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента, районов (городов) при заслушивании отчетов руководителей секторов обратить внимание на следующие вопросы

критическая оценка социально-экономического развития территории за соответствующий период; 

выявление актуальных проблем, волнующих население, субъектов предпринимательства, фермерских хозяйств, молодежи, а также системных недостатков, препятствующих развитию территории; 

обсуждение приоритетных направлений социально-экономического развития территории и предложений для включения в государственные, территориальные, в том числе инвестиционные программы Республики Узбекистан. 

Заслушивание отчетов рассматривать как один из важнейших инструментов воздействия на ход развития регионов, а также повышение ответственности руководителей секторов, должностных лиц органов исполнительной власти на местах. 

Рекомендовать Кенгашу Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан пересмотреть Примерный регламент областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, предусмотрев в нем конкретный порядок заслушивания руководителей секторов, должностных лиц органов исполнительной власти на местах

6. Утвердить Положение об организации работы секторов по комплексному социально-экономическому развитию районов (городов) и регионов согласно приложению № 3, предусматривающее формы и методы работы секторов, их взаимодействие с государственными органами и организациями, полномочия, а также порядок отчетности и оценки их деятельности

7. Определить основными задачами и функциями Премьер-министра Республики Узбекистан и его заместителей, закрепленных за регионами: 

эффективную организацию работы секторов по комплексному развитию территорий, прежде всего в районах и городах, отстающих в социально-экономическом развитии

координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления, организацию их тесного взаимодействия с органами исполнительной власти на местах с целью обеспечения эффективной и слаженной работы по решению назревших проблем в районах, городах, махаллях; 

анализ деловой среды и деловой активности региона, содействие в решении актуальных проблем, препятствующих ускоренному развитию предпринимательства, выработку адресных практических мер по развитию региона с учетом сложившейся предпринимательской культуры и местных традиций, специфики и уровня развития территории; 

анализ состояния социально-экономического развития региона, выработку практических мер по повышению уровня влияния реализуемых мер на качество жизни населения, особенно в сельской местности; 

реализацию мер по устранению выявленных проблем, требующих принятия решений на уровне правительства, республиканских органов государственного и хозяйственного управления; 

внесение предложений о включении соответствующих руководителей в действующий резерв руководящих кадров либо привлечении к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, на основе итогов критического анализа их деятельности. 

8. Установить, что: 

изучение состояния социально-экономического развития регионов, исполнения законов, решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров координируется Премьер-министром Республики Узбекистан и его заместителями, закрепленными за регионами, как правило, путем проведения единовременных комплексных изучений (в течение 3-4 дней); 

Премьер-министр Республики Узбекистан и его заместители, закрепленные за регионами, не менее двух третей рабочего времени посвящают изучению реального состояния дел на местах, в том числе путем диалога с населением

9. Признать неэффективной и изжившей себя действующую практику подготовки и проведения заседаний по итогам кварталов календарного года. 

Внедрить новую Концепцию подведения итогов социально-экономического развития странысогласно схеме, приведенной в приложении № 4, определив ее следующие основные направления: 

выявление наиболее актуальных проблем на районном (городском) и областном уровнях, в первую очередь поднятых гражданами, субъектами предпринимательства, депутатами и сенаторами, представителями институтов гражданского общества, а также принятие конкретных мер по их решению; 

повышение открытости и объективности мониторинга выполнения программ социально-экономического развития регионов путем привлечения к его проведению органов государственного и хозяйственного управления, представителей институтов гражданского общества, деловых кругов и средств массовой информации; 

осуществление макроэкономического анализа с учетом реального влияния реализуемых мер и достигнутых показателей на уровень и качество жизни населения, особенно в сельской местности; 

формирование инвестиционных (государственных) программ Республики Узбекистан и программ развития территорий на основе всестороннего и глубокого анализа состояния социально-экономического развития регионов, предложений органов исполнительной власти на местах, потребностей населения; 

повышение ответственности и инициативности руководителей и работников органов государственного и хозяйственного управления в решении задач по социально-экономическому развитию регионов, в том числе назревших проблем на местах; 

внедрение действенных механизмов контроля и мониторинга за выполнением решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан. 

Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок разработать и утвердить новую Концепцию подведения итогов социально-экономического развития страны. 

10. Образовать Комиссию по внедрению новых механизмов изучения состояния социально-экономического развития территорий, отраслей экономики и социальной сферы в составе согласно приложению № 5. 

11. Кабинету Министров Республики Узбекистан: 

в месячный срок организовать среди руководителей секторов, должностных лиц и работников государственных органов работу по разъяснению требований настоящего постановления; 

в срок до 20 августа 2017 года на основе всестороннего анализа и обобщения проблем и недостатков, выявленных на местах, разработать типовую «Дорожную карту» и типовой порядок работы руководителей секторов; 

в месячный срок реализовать комплекс мер по улучшению материально-технического обеспечения деятельности руководителей секторов; 

в срок до 1 января 2018 года внести предложения по оптимизации структур, задач, функций и полномочий органов государственной власти на местах на основе критического изучения их деятельности и объемов выполняемых работ. 

12. Категорически запретить проведение необоснованных, малоэффективных межведомственных совещаний, не имеющих практической значимости, накладывающих на должностных лиц государственных органов и иных организаций излишнюю административную нагрузку и отвлекающих от выполнения возложенных на них задач

Указать руководителям органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления о недопустимости приглашения и участия в проводимых совещаниях должностных лиц государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, не имеющих прямого отношения к рассматриваемым на них вопросам. 

Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан обеспечить надлежащий мониторинг за строгим выполнением указанных требований. 

Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить порядок инициирования, подготовки и проведения совещаний на всех уровнях, предусмотрев в нем конкретные критерии, обосновывающие необходимость проведения коллегиальных совещаний, определения круга лиц, участвующих в них, а также требования к результативности итогов совещаний

13. Службе по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан (Т.Худайбергенов) совместно с Генеральной прокуратурой и Счетной палатой Республики Узбекистан: 

обеспечить постоянный мониторинг за деятельностью руководителей секторов по эффективному выполнению ими возложенных задач, объективную оценку их деятельности исходя из реальных изменений состояния развития территорий и иных объективных критериев; 

ежеквартально вносить предложения Президенту Республики Узбекистан о поощрении особо отличившихся руководителей секторов, должностных лиц и работников государственных органов либо их привлечении к ответственности за допущенные серьезные недостатки, вплоть до освобождения от занимаемых должностей

14. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным комитетом по инвестициям и Счетной палатой Республики Узбекистан в трехмесячный срок на основе критического изучения внести в аппарат Президента Республики Узбекистан предложения по внедрению эффективных и прозрачных механизмов формирования и распределения средств Республиканского и местных бюджетов, разработки и реализации инвестиционных программ. 

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, государственных советников Президента Республики Узбекистан У.С. Исмаилова, В.А. Голышева, Т.А. Худайбергенова, О.Б. Муродова, Генерального прокурора Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева. 


Президент Республики Узбекистан                                       Ш. МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 8 августа 2017 года 

 

* * *
 
КОММЕНТАРИЙ
 
к постановлению Президента Республики Узбекистан
«О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного 
социально-экономического развития регионов»


В целях обеспечения ускоренного развития государства и общества, создания достойных условий жизни для населения проводятся широкомасштабные мероприятия по всестороннему и глубокому изучению реального положения дел на местах, внедрению качественно новой и эффективной формы прямого диалога с народом, особенно путем проведения выездных приемов граждан, охвативших все районы и города республики. 

В результате данной работы на местах выявляются волнующие людей острые проблемы в социальной сфере, в области жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, энерго-, водо- и теплоснабжения, строительства доступного жилья, а также преграды на пути ускоренного развития предпринимательства, улучшения инвестиционного климата и деловой среды. 

В целях устранения выявленных на местах системных проблем и недостатков, а также на основе предложений наших граждан за короткий период были приняты и реализуются программы по строительству доступного жилья – многоквартирных домов в городах и домов по типовым проектам в сельской местности, развитию и модернизации систем питьевого водоснабжения, канализации и теплоснабжения, а также по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата. 

Каждый принятый из этих актов в конечном итоге направлен на создание условий для реализации созидательного потенциала граждан, повышение качества и уровня жизни людей. 

Вместе с тем существующие механизмы организации работы государственных органов, порядок взаимодействия органов исполнительной и представительной власти не позволяют эффективно решать поставленные задачи, своевременно реагировать на насущные проблемы населения. 

Республиканские органы оторваны от районов и городов, что не способствует выработке адресных практических мер с учетом специфики и уровня развития каждой административно-территориальной единицы. Формирование и распределение средств Республиканского и местных бюджетов, разработка и реализация инвестиционных программ не обеспечивают адресное, своевременное и сбалансированное финансирование, прежде всего наиболее приоритетных проектов. 

Так, органы государственной власти на местах в основном загружены ежедневными и текущими поручениями, направленными на решение задач не первоочередной значимости. Рабочие поездки в регионы комиссий и групп, сенаторов и депутатов проводятся без должной координации. При этом Кабинет Министров, другие вышестоящие органы государственной власти и управления заняты макроэкономическими вопросами без их увязки с реальным состоянием социально-экономической сферы. 

В итоге наблюдается повсеместное дублирование работы, приводящее к излишней нагрузке на органы государственной власти на местах, а серьезные недостатки на местном уровне практически не выявляются и не устраняются. При оценке результатов деятельности государственных органов упускается из виду, насколько проводимые реформы улучшают качество жизни каждого человека, повышают уровень социально-экономического развития отдельного населенного пункта. 

Об этом свидетельствует более одного миллиона обращений граждан, поступивших в Виртуальную и Народные приемные Президента Республики Узбекистан. В них в первую очередь поднимаются такие жизненно важные вопросы, как обеспечение доступным жильем, занятость населения, оказание качественных коммунальных услуг, улучшение работы учреждений здравоохранения, образования, и другие. 

Для успешного и результативного выполнения многовекторных задач сегодняшнего дня необходимо эффективное взаимодействие органов исполнительной и представительной власти, коренной пересмотр действующих и внедрение новых, более эффективных механизмов деятельности Кабинета Министров, органов государственного и хозяйственного управления, а также хокимиятов всех уровней. 

Постановление Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития регионов» направлено на безусловную реализацию принимаемых актов и программ развития, особенно на низовом уровне. Данный акт предусматривает проведение взаимоувязанной системной работы органов исполнительной и представительной власти по постоянному и адресному изучению состояния социально-экономического развития регионов в целях выявления и своевременного решения актуальных проблем населения. 

Постановлением приняты предложения палат Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и хокимиятов о: 

– внедрении совершенно новой системы организации работы на местах, предусматривающей разделение территорий Республики Каракалпакстан, областей, районов, городов на секторы по комплексному социально-экономическому развитию

– закреплении каждого из 14 регионов республики за Премьер-министром и его заместителями. При этом особое внимание будет уделяться обеспечению ускоренного развития 69 районов, городов, наиболее отстающих в социально-экономическом плане. 

Секторы по комплексному социально-экономическому развитию возглавляются председателем Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимами областей, районов и городов, руководителями органов прокуратуры, внутренних дел и государственной налоговой службы. Они будут выполнять целенаправленную и системную работу по выявлению и решению социально-экономических проблем на местах. 

Организация работы секторов будет осуществляться по принципу «махалля – район (город) – область – республика». При этом основная работа должна быть организована на самом низовом уровне – в махалле, с подворными обходами всех без исключения домашних хозяйств и объектов, непосредственным общением с населением на ежеквартальной основе. 

Выявленные в махалле недостатки будут устраняться непосредственно на месте, а проблемы, которые невозможно решить на месте, будут включаться в «дорожные карты» в разрезе каждого сектора, района (города) и региона. 

На уровне правительства страны будут приняты меры по утверждению и реализации государственных, территориальных программ, в том числе инвестиционных, разработке проектов решений правительства по устранению системных проблем на местах. 

Таким образом, устанавливается неразрывная связь между проблемами махаллей и механизмами их решения, вплоть до республиканского уровня. 

Важную роль в решении проблем на местах будут играть «дорожные карты», включающие в себя выявленные проблемы, а также детальный расклад путей их устранения. Ежеквартальное формирование и реализация «дорожных карт» будут осуществляться секторами во взаимодействии с другими заинтересованными организациями с учетом специфики соответствующей территории. 

Также центральное место в установлении и устранении существенных недостатков и проблем, воздействии на ход развития регионов и повышении ответственности руководителей секторов будет занимать система отчетности на сессиях Кенгашей народных депутатов. В ежеквартальном заслушивании отчетов руководителей секторов будут принимать участие закрепленные за каждой территорией Премьер-министр и его заместители, парламентарии, представители институтов гражданского общества. 

Главой государства рекомендовано Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента, районов (городов) при заслушивании отчетов руководителей секторов обратить внимание на следующие вопросы: 

– критическая оценка социально-экономического развития территории за соответствующий период; 

– выявление актуальных проблем, волнующих население, субъектов предпринимательства, фермерских хозяйств, молодежи, а также системных недостатков, препятствующих развитию территории; 

– обсуждение приоритетных направлений социально-экономического развития территории и предложений для включения в государственные, территориальные программы, в том числе инвестиционные. 

Заслушивание отчетов будет рассматриваться как один из важнейших инструментов воздействия на ход развития регионов, а также повышения ответственности руководителей секторов, должностных лиц органов исполнительной власти на местах. 

Помимо этого, постановлением предусматривается внедрение системы ежеквартальной отчетности Кабинета Министров перед Президентом Республики Узбекистан за реализацию мер по социально-экономическому развитию регионов. 

Основные направления работы по внедрению нового механизма будут урегулированы утверждаемым данным постановлением Положением, предусматривающим эффективные формы и методы работы руководителей секторов, взаимодействия с государственными органами и организациями, полномочия, меры ответственности, отчетности и порядок оценки их деятельности, а также ведение отдельных книг подворного обхода, распространяемых в централизованном порядке в качестве документа строгой отчетности. 

С учетом кардинального изменения подходов к решению социально-экономических проблем на местном уровне внедряется новая Концепция системы подведения итогов социально-экономического развития страны. 

При подведении итогов учитываются, в первую очередь, интересы граждан и субъектов предпринимательства, самое главное, достигнутые в отчетный период макроэкономические показатели тесно увязываются с фактическими положительными изменениями качества жизни каждого человека. 

Главой государства категорически запрещено проведение необоснованных, малоэффективных межведомственных совещаний, не имеющих практической значимости, накладывающих на должностных лиц государственных органов и иных организаций излишнюю административную нагрузку и отвлекающих от выполнения непосредственных задач, с возложением на Генеральную прокуратуру обеспечения надлежащего мониторинга в этой сфере. 

В целях эффективной организации деятельности органов государственного управления установлено, что изучение состояния социально-экономического развития регионов, выполнения законов, решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров координируется Премьер-министром Республики Узбекистан и его заместителями, закрепленными за регионами, как правило, путем проведения единовременных комплексных изучений (в течение 3-4 дней). При этом Премьер-министр Республики Узбекистан и его заместители, закрепленные за регионами, не менее двух третей рабочего времени будут посвящать изучению реального состояния дел на местах, в том числе путем диалога с населением. 

Отдельное внимание уделяется мерам по повышению ответственности руководителей секторов и должностных лиц государственных органов, а также систематической оценке их деятельности. В этой связи Президенту Республики Узбекистан на ежеквартальной основе будут вноситься предложения о поощрении особо отличившихся руководителей секторов, должностных лиц и работников государственных органов либо привлечении их к ответственности за допущенные серьезные недостатки, вплоть до освобождения от занимаемых должностей. 

В постановлении Президента Республики Узбекистан содержится ряд поручений, предусматривающих разработку основных нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, в том числе по оптимизации структур, задач, функций и полномочий органов государственной власти на местах по итогам анализа реализации данного постановления. Также отмечается необходимость критического изучения и внедрения эффективных и прозрачных механизмов формирования и распределения средств республиканского и местных бюджетов, разработки и реализации инвестиционных программ. 

Постановление Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития регионов» обеспечит внедрение совершенно новой системы организации работы государственных органов, прежде всего в регионах, позволяющей своевременно и качественно выполнять принимаемые Президентом Республики Узбекистан решения, а также важнейшие государственные и территориальные программы, которые, в конечном итоге, направлены на повышение уровня жизни каждого жителя страны.